Что мы находим для себя в театре? Зачем ходим на спектакли? Раскрыть в себе что-то новое, получить пищу для размышлений и визуальное наслаждение. Но самое главное, театр – это про любовь, надежду и свет. В этой подборке мы собрали 10 спектаклей разной судьбы, и каждый из них прекрасен по-своему. Их объединяет тёплое чувство нашего театрального редактора к каждой из этих постановок.
Гастроли Коляда-Театра в Москве
Начнём с новости: в Москве сейчас проходят гастроли екатеринбургского Коляда-Театра. С театром Николая Коляды не бывает полутонов: либо влюбляетесь в этот шутовской балаган и чувство, что вам перепахали душу, либо постановка совсем не заходит, и вы убегаете, как только наступает антракт. У Коляды сложно советовать какой-то определенный спектакль: в репертуаре есть и мировая классика, и русская, и постановки по современным пьесам, в том числе пьесам самого Николая Коляды, как его часто называют, солнца русской драматургии. Так что советуем довериться интуиции, а если с Колядой случится «мэтч» — добро пожаловать в клуб любителей театрального туризма!
«Четвероногая ворона»
От яркого скоморошества Коляды перейдем к двум спектаклям по произведениям Даниила Хармса. Если вы любите его безумно-заумный и абсурдно-сюрреалистичный мир, то эти спектакли послужат вам проводником. «Четвероногая ворона» в Московском театре юного зрителя – это студенческий спектакль Павла Артемьева, который идёт на сцене с 2013 года! Это повествование соединяет в себе несколько рассказов Хармса, и в итоге на камерной сцене разыгрывается история обычной человеческой жизни во всей её прелести и абсурде.
«Старуха»
Если из этого абсурдного мира не хочется выходить в нашу реальность, на очереди «Старуха» в Студии театрального искусства. Спектакль вышел в очень странное время открытия театров после карантина и оказался, с одной стороны, воплощением вопроса «Да что же это все вокруг происходит???», но, с другой стороны, согревал и давал надежду.
«Серёжа очень тупой»
«Абсурдную» часть подборки завершим спектаклем «Серёжа очень тупой» в Мастерской Петра Фоменко. Автор пьесы — Дмитрий Данилов, современный классик абсурдистской драмы. Спектакли по его произведениям, помимо Мастерской Фоменко, идут в театре «Практика», в Театре Наций и театре.doc. Семён Серзин по пьесам Данилова снял фильм и сериал, но мы вспомним один из ранних спектаклей, посвященный неожиданной трактовке фразы «Будем у вас в течение часа». А Серёжа, кстати, и не тупой вовсе…
«Леди Макбет нашего уезда»
От абсурда перейдем к спектаклям по классическим произведениям. Начнем подборку с тайного сокровища – спектакля «Леди Макбет нашего уезда» Камы Гинкаса в МТЮЗе. Елизавета Боярская разыгрывает страшную историю про страсть, которая толкает на преступления.
«Серёжа»
В параллель сразу вспоминается постановка по «Анне Карениной» в МХТ им.Чехова – спектакль «Серёжа» Дмитрия Крымова. Эта трагедия страсти разыгрывается в виде клоунады с использованием кукол, но в итоге глубина мысли Толстого становится ближе и понятнее.
«Война и мир»
Еще один спектакль, который должен понравиться любителям Льва Николаевича, – это «Война и мир» Римаса Туминаса в театре им. Вахтангова. Спектакль получился эпическим в лучшем значении этого слова, а читатели, которые всегда симпатизировали Андрею Болконскому, должны получить особенное удовольствие от интерпретации этого персонажа Виктором Добронравовым.
«Бег»
Ещё один спектакль в театре им. Вахтангова, который хочется посоветовать, — «Бег» Юрия Бутусова. Спектакль отражает фирменный стиль режиссёра, который умудряется играть музыкой, добавляет поэзию в пьесу, а красным цветом разбавляет черную засасывающую муть кошмарных снов.
«Греки. Эдип. Медея»
Завершим подборку рекомендацией парочки спектаклей «независимых» театров, что ни в коей мере не умаляет любви к ним и ценности для зрителя. Очень часто небольшой театр открыт для экспериментов, и примером этого может послужить работа Ксении Зориной в театре.doc «Греки. Эдип. Медея» из цикла «Истории Европы». В минималистичной форме актеры рассуждают о предопределении и о том, можно ли его побороть.
«Кумуткан»
И напоследок расскажем о спектакле про миф о славном море, священном Байкале. Спектакль «Кумуткан» Светланы Земляковой в пространстве «Внутри» по тексту Евгении Некрасовой воссоздает легенду о детеныше байкальской нерпы, рассказывает о хрупкости связи Человека и Природы и дарит надежду, что Природа даст нам шанс, несмотря на то, что мы очень глупые дети.
Театр существует как живой организм, он видоизменяется в зависимости от контекста, но есть одна великая сила, которая его питает, – и это любовь Режиссёра, Актёра и Зрителя. И пусть каждый день в 2024 году будет днем Театра!