Ваше сообщение успешно отправлено!

Пацан Дионис и чушпан Аполлон: в чём феномен сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Как проект Жоры Крыжовникова раскрывает теорию Ницше

Вот уже месяц с лишним самый обсуждаемый сериал — «Слово пацана. Кровь на асфальте». Насколько я понял, режиссёра Жору Крыжовникова вдохновила на эту работу книга Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», в которой подробно описывается структура и правила уличных группировок Казани. Мне стало любопытно, почему именно этот сериал стал настолько популярным, что весь тираж книги Гараева, которая вышла ещё три года назад, раскупили сейчас за считанные дни (не волнуйтесь, издательство Individuum планирует напечатать ещё 16 тысяч экземпляров), а каждую новую серию ждут и обсуждают примерно с таким же накалом, как во времена моего счастливого детства, когда советский зритель только начал свое знакомство с сериалами и ждал-обсуждал серии бразильской «Рабыни Изауры» или итальянского «Спрута».

Чтобы найти ответ на мой вопрос, я прочитал книгу Роберта Гараева, послушал его многочисленные интервью, посмотрел много документальных фильмов и программ на youtube-каналах о «казанском феномене» (например, True Crime Саши Сулим). И сильно удивился, не найдя ответ на свой вопрос: почему всё же сериал «Слово пацана» так популярен сегодня. Вот слово пацана: вопрос этот звучал часто, но стоящего ответа на него так и не прозвучало. Тогда я решил копнуть глубже и послушать мнение психологов и социологов на этот счет. И что же вы думаете? Тоже штанга!

Ностальгия или социальный феномен?

Возьмем, к примеру, интервью социолога Светланы Стивенсон, которое так и называется — «О причинах популярности сериала «Слово пацана». Светлана, между прочим, исследователь субкультуры молодежной организованной преступности советской и постсоветской России, профессор Школы социальных наук Лондонского столичного университета, кандидат социологических наук, а также автор монографии «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России». И что же она нам сообщает? Она много говорит о «социальной лестнице», о «влиянии прошлого на современное российское общество», о «нищете», о «рефлекторной защите» и т.д. Короче, пацаны бы сказали, что «налила воды нам в уши».  Ставим Светлане двойку — она, к сожалению, не сообщает нам, почему всё-таки этот сериал вдруг так выстрелил.

Переварив все взгляды и мнения авторов и экспертов, я подумал, что они настолько поверхностны, что как-то даже нелепо за них цепляться. Вот, например, некоторые считают, что это ностальгия. Тут соглашусь только с эстетической точки зрения: быт, аутфит героев, их язык и ритуалы показаны максимально точно. Я поностальгировал, спасибо. Но даже не по всему вышеперечисленному, а по своему детству и юности. Но фильмов с похожим набором – вагон и маленькая тележка, и мы не обсуждаем их так активно.

Ответ у Ницше: Дионис и Аполлон

В общем, ответ я решил поискать не в социологии и психологии, но в философии. И нашёл у старика Ницше, вспомнив его известную концепцию об аполлоническом и дионисийском (честно говоря, мне помог вспомнить собеседник, с которым я сериал обсуждал, за что ему большое спасибо). Точнее, она немного раньше начала формироваться, но именно Ницше её выпестовал и оформил должным образом в своей книге «Рождение трагедии их духа музыки». В греческой мифологии Дионис и Аполлон — это сыновья Зевса, которые хоть и были братьями, но взгляды на окружающий мир имели, мягко говоря, противоположные. Но эти взгляды даже при первом приближении объясняют убеждения и поступки простых смертных по сей день. То есть нас с вами.

Аполлоническое начало — это порядок, самоограничение, соблюдение правил и гармония. Дионисийское — это инстинкт, первобытный хаос, страсть и экстаз. Дионисийскому началу чужды правила и законы. И то, и другое живет в каждом из нас и сегодня. Но шагнувшая вперед цивилизация ограничивает «прорывы» дионисийского, хотя это вовсе не значит, что дионисийское с этим будет мириться и поднимет белый флаг на флагшток.

Вот поэтому-то большинству из нас нравится сериал «Слово пацана» — это чистое дионисийское начало, которое изначально заложено природой в каждом из нас. Просто у кого-то в большей, у кого-то в меньшей концентрации. Но оно обязательно есть.

В работе Жоры Крыжовникова сплошное противопоставление героев системе и всему аполлоническому, каждое действие — это инстинкт: самосохранения, секса, власти etc. Буквально в каждом кадре (вот поэтому его сериал многих цепляет больше, чем другие похожие работы). Всё то, чего так не хватает большинству в их «тепличной» и «рафинированной» жизни. Жаль, что нам этого не объясняет профессор социологии Светлана Стивенсон, конечно, и все остальные изыскатели, пытающиеся понять причину популярности сериала.

Благодарю за прочтение. 

С уважением, ваш Дионис.

P.S. Любопытный факт, на который я обратил внимание, пока писал этот текст, и о котором, пожалуй, стоит поразмыслить: слово «аполлоническое» Word подчеркивает, а слово «дионисийское» — нет.

  Читайте также: Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Мнение редакции


  • Аноним

    Браво!

  • Аноним

    Я слышала теорию, что слив 8 серии вообще сделали специально.
    Возможно сериал решили продлить на второй сезон, и потребовалось поменять концовку. И тогда финальную серию отдали «на растерзание» во имя пиара!

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Кино
10 фильмов о психологическом насилии
Я на тебе как на войне: кино об абьюзе, токсичности, личных границах и газлайтинге
Кино
Эти рельсы никуда не приведут: 7 фильмов о разводе
Итальянская актриса Моника Беллуччи в одном из интервью, отвечая на вопрос о её разводе
Кино
7 фильмов о том, как прекрасно лето
Кино о самом прекрасном времени года