Ваше сообщение успешно отправлено!

Врёшь как дышишь: 5 фильмов о лжи

Почему все лгут?

Одна из самых известных цитат доктора Хауса из одноимённого сериала звучит так: «Все лгут!». Парадоксально, но именно его жизненные принципы и видение мира сделали в своё время этот сериал популярным. Более того, в 2008 году в свет вышла книга «Хаус и философия: все лгут!», в которой 20 профессоров-философов из различных американских университетов разобрали мировоззрение доктора Хауса на молекулы, пытаясь найти его истоки у Сократа, Ницше и Сартра. И даже преуспели в этом. Но речь в сегодняшней подборке пойдет не о Хаусе, а о лжи и о фильмах о ней, поскольку тема человеческого обмана в достаточной мере исследована, но до сих пор порой трудно определить, где правда, а где ложь, и провести между ними четкую границу. Надеюсь, эти фильмы дадут вам ответы на некоторые вопросы, а если нет, то хотя бы почву для размышлений.

«Аферистка»

(США, 2020)

Начнём с самого объяснимого и понятного — с аферы. Афера — это почти всегда ложь и всегда с целью личной наживы. Об этом нам сообщает Большой толковый словарь. Мотив в большинстве случаев ясен, как летний солнечный день. И здесь первый фильм из недавно увиденных, который пришел мне в голову, — картина английского режиссёра и сценариста Дж. Блэйксона «Аферистка». Отчасти фильм сделан по реальным событиям, и мошенническая схема там проста: аферистка Марла Грэйсон добивается опеки над одинокими стариками, после чего распоряжается их имуществом по своему усмотрению. Но, как говорится, на каждую хитрую гайку… В какой-то момент на безоблачном респектабельно-мошенническом пути Мары Грэйсон (роль которой, кстати, исполняют бесподобная в этом амплуа Розамунд Пайк) возникают препятствия непреодолимой силы, которые ей в силу характера кажутся преодолимыми. И вот тут-то в полной мере открывается жанр комедийного триллера с так любимым многими черным и циничным юмором.

«Идеальные незнакомцы»

(Италия, 2015)

Несколько лет назад этот фильм «прогремел» по всей Европе, несмотря на свою камерность, и я почти уверен, что вы его видели, но не упомянуть его не могу. За ужином встречаются семеро друзей и решают сыграть в игру, выложив свои смартфоны на стол: все сообщения зачитываются вслух, а звонки ставятся на громкую связь. Это разговорное драмеди из Италии больше похоже на театральную пьесу, нежели на фильм. Во-первых, оно вновь сделало жанр популярным и заставило заговорить о нем (в течение трех лет в разных странах вышло 10 ремейков картины, не считая примерно 15-ти отдельных фильмов с похожими импульсами), а во-вторых, в очередной раз затронуло те вопросы, которые беспокоят человечество уже очень давно, но не часто находят выход в массовой культуре: существуют ли люди, которым нечего скрывать? Всё ли мы знаем о наших близких, знакомых и партнёрах? На этот вопрос каждый отвечает для себя сам, и режиссёр Паоло Дженовезе и его «Незнакомцы» дают на этот вопрос свой однозначный ответ. Кстати, Дженовезе начинал когда-то со съёмок рекламы, поэтому несмотря на то, что почти всё действие фильма происходит в одной комнате, смотреть его совсем не скучно — есть у Паоло свои профессиональные секреты.

«Глубокие воды»

(США, 2022)

В русском языке есть такой фразеологизм — ложь во спасение. В европейской традиции это благочестивый обман. Изначально эта концепция появилась в католической церкви и допускала грех обмана либо для победы над грехом неверия (ух, страшный был грех, который подрывал все устои католической церкви), либо для спасения души. К этой концепции можно по-разному относиться, но сегодня сама фраза, как и само действие, искажены в нашем Новом Средневековье до неузнаваемости (на то оно и новое, видимо) и используются в большинстве случаев в любых обстоятельствах, когда это просто удобно, и зачастую никакой речи о «спасении души» там не идёт. Об этом ли фильм «Глубокие воды» Эдриана Лайна? Однозначно да. Это хрестоматийный драматический триллер со всеми обязательными для такого коктейля ингредиентами: любовь, секс, ненависть, смерть. И ложь, ложь, ложь! И именно она здесь, по моему скромному мнению, играет главную роль.

В течение фильма она видоизменяется и трансформируется, но остаётся ложью. Выводы вы, безусловно, сделаете сами, как говорили во времена моей противоречивой юности, «в меру своей испорченности», могу лишь сказать, что обычно минуте на 20-й любого фильма, где играет Бен Аффлек, я с чистой совестью засыпаю, но не в этот раз. Наверное, это потому, что его партнершей по картине выступает Ана де Армас, а сама картина сделана по книге Патриции Хайсмит, которая не один крутейший роман написала ещё в середине прошлого века.

«Простая просьба»

(США, 2018)

Чтобы немного снизить градус серьёзности после просмотра предыдущего криминального триллера, предлагаю вашему вниманию, конечно же, другой криминальный триллер, который тоже снят по книге. Но триллер триллеру рознь, как говорится. Любопытно, что книгу, по которой снят этот фильм, написала Белл Дарси, педагог и по совместительству большая поклонница творчества Патриции Хайсмит, которая упоминается мной в описании «Глубоких вод». «Простая просьба» особенно интересна тем, что это не только действительно закрученный триллер, но ещё и неприкрытая и искрометная сатира на современное общество, которое, как мы все знаем, недостатка во лжи не испытывает.

«Соперник»

(Франция, Испания, Швейцария, 2002)

А теперь – один из самых сильных, на мой взгляд, фильмов о лжи. Он рассказывает нам о псевдологии или патологической лжи. А также о том, к чему такая ложь может привести.

Фильм основан на реальных событиях, которые 30 лет назад потрясли не только Францию, но и всю Европу. Жан-Клод Роман, интеллектуал и семьянин, врач и душа компании, был внезапно разоблачён — оказалось, что на протяжении 18 лет, изо дня в день, он врал всем без исключения: жене, детям, любовнице, родителям, родителям жены, друзьям, знакомым, друзьям знакомых, деловым партнерам и вообще всем, кто бы ни встретился на его непростом, по его мнению, жизненном пути. История действительно далеко не самая банальная (то, что она реальная, лично у меня до сих пор в голове не укладывается), и, дабы исключить спойлеры, сообщу лишь, что этот случай до сих пор разбирают психиатры. Подождём результатов исследований.

  Читайте также: Феномен Анны Делви: как русская мошенница стала символом своего поколения


Еще статьи этого автора

Кино
Эти рельсы никуда не приведут: 7 фильмов о разводе
Итальянская актриса Моника Беллуччи в одном из интервью, отвечая на вопрос о её разводе
Кино
7 фильмов о том, как прекрасно лето
Кино о самом прекрасном времени года
Кино
В мрачной атмосфере тёмной гаммы: 7 нуарных детективных мини-сериалов
Хотя некоторые историки кино утверждают, что впервые термин «фильм-нуар» появился во французских газетных статьях