Ваше сообщение успешно отправлено!

Усадьба Рукавишниковых: дворец в центре города

Нижний Новгород

Усадьба Рукавишниковых – главное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, крупнейшего музея Нижнего Новгорода и области. Помимо удобного расположения на одной из пешеходных улиц города музей также привлекает своей двойной направленностью. С одной стороны, это музей истории Нижнего Новгорода, в котором собрано большое количество увлекательных экспонатов, а с другой стороны – архитектурный музей, демонстрирующий то, как обустраивали свои дома важные персоны города в эпоху девятнадцатого века.

Сергей Михайлович Рукавишников – представитель династии нижегородских купцов и крупных промышленников. Именно по его инициативе была построена усадьба на Верхневолжской набережной. Так как предпринимательство и торговля играли важную роль в становлении Нижнего Новгорода как одного из торговых центров России, то и вклад семьи Рукавишниковых невозможно отрицать. Поэтому, заходя в первую из комнат, по которым посетителя проводят во время экскурсии по дому, можно проследить геологическое древо рода Рукавишниковых. Вклад данной семьи в развитие промышленности на территории Нижнего Новгорода нашел свое отражение в нескольких выставках на первом этаже усадьбы, посвященных развитию города как торгового центра. Так, к примеру, в крайней комнате, прилегающей к проходу на второй этаж, расположена экспозиция, посвященная истории Нижегородской ярмарки, ставшей крупнейшей во всей Российской империи. Конечно, не все постройки этого масштабного проекта сохранились до наших дней, однако Главный ярмарочный дом на данный момент является одной из достопримечательностей Нижнего Новгорода. Помимо выставки об истории ярмарки, на первом этаже также представлены экспонаты, повествующие о развитии волжского судоходства, мукомольной промышленности и многом другом. Таким образом, усадьба Рукавишниковых в полной мере раскрывается как музей истории Нижегородского региона, вмещающий в себя многие значимые события, которые являются неотъемлемой частью становления города.

Проходя на второй этаж дома, посетитель открывает для себя новую сторону данного музея: из исторического он превращается в архитектурный. Безусловно, кабинет Сергея Михайловича Рукавишникова первом этаже также представляет собой важную часть архитектурного наследия. Однако именно посещение верхней части усадьбы дает полное понимание, как жили представители знатного рода того времени. Комнаты второго этажа, большая часть из которых предназначена для приема гостей, выстраиваются в анфиладу, то есть переходят одна в другую. Подобная планировка использовалась при построении дворцов, что подчеркивает важность владельцев усадьбы. Первое из таких помещений, в которое попадает посетитель музея, – столовая, также не лишенная, в свою очередь, выставочных экспонатов в виде коллекции фарфоровых изделий, начиная от посуды и заканчивая декоративными интерьерными вазами. Столовая – единственная комната второго этажа, обустроенная в едином русском стиле. Все последующие помещения – пример такого архитектурного направления, как эклектика, то есть сочетания различных стилевых решений. Подобное оформление очень свойственно для Нижнего Новгорода как для центра торговли и предпринимательства, который на протяжении многих лет благодаря крупнейшей на тот момент ярмарке являлся местом скопления представителей самых разных художественных течений.

Так, оформление двух последующих за столовой комнат и бального зала отличаются друг от друга во множестве деталей.  Первое, что бросается в глаза при переходе из одного помещения в другое, – двери с различными узорами, каждый раз открывающими проход в комнаты с абсолютно разным настроением. Стены в каждой из них украшены лепниной, а интерьер каждого помещения – это уникальное сочетание цветовых решений и обстановки. Опуская взгляд вниз, посетитель может рассмотреть паркетные покрытия, выполненные из нескольких дорогих пород деревьев, рисунки которых также не повторяются при переходе из одной комнаты в другую. А если направить свой взор вверх, то откроется вид на неописуемой красоты потолки усадьбы, каждый из которых можно считать отдельным произведением искусства. Особое внимание на себя обращает изображенное на них небо, которое визуально расширяет пространство, делая потолки еще более высокими. На выходе со второго этажа расположена парадная лестница, над которой простирается полотно петербуржского художника – Фомы  Гавриловича Торопова. Интерьер усадьбы Рукавишниковых можно смело считать отдельной причиной для посещения данного музея.

Подводя итог, хочется отметить, что усадьба Рукавишниковых на набережной Волги не зря носит звание историко-архитектурного музея-заповедника. Она умело сочетает в себе историческое наполнение и разнообразие архитектурных стилей. Причем каждое из этих направлений может послужить мотивацией для посещения данного музея. Для интересующихся историей региона он предоставляет возможность проследить за становлением Нижнего Новгорода как одного из центров промышленности и торговли в России. Благодаря выставкам, расположенным внутри, посетитель сможет познакомиться не только с семьей Рукавишниковых, но и с историей Нижегородской ярмарки и многими другими аспектами жизни региона. А для любителей архитектурных ансамблей усадьба дает шанс полюбоваться разнообразием стилей предметов искусства, погружая в ту реальность, в которой жили представители знатного рода девятнадцатого века.

Заглавное фото: Нижний 800


Автор Никита Ушков

Начинающий автор, будущий социолог и создатель телеграм-канала «никита и его заметки»

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!