15 августа 1893 года Третьяковская галерея была открыта для публики под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых».
For English version click HERE
История здания
Дом в Лаврушинском переулке семья Третьяковых купила в 1851 году. Но история этого владения прослеживается еще с конца XVII столетия. Уже тогда здесь были возведены каменные палаты, которые перестраивались на протяжении последующих веков.
В 1856 году П. М. Третьяков приобрёл первые две картины русских художников – полотно Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера, – которые и положили начало его знаменитому собранию. Через некоторое время места для постоянно пополнявшейся коллекции стало не хватать, и в 1872 году Павел Михайлович пристроил к юго-западному углу главного дома дополнительный корпус, где и разместил свою галерею. По мере роста собрания в 1880-е годы по проекту архитектора А. С. Каминского, «семейного» зодчего Третьяковых (Александр Степанович был женат на дочери Сергея Михайловича Третьякова), в целях расширения экспозиционных площадей было возведено еще несколько строений, в том числе и по Малому Толмачёвскому переулку. Тогда же выстроена новая ограда с парадным входом со стороны Лаврушинского переулка.
В 1892 году П. М. Третьяков передал свою коллекцию городу. Передача художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых Москве явилась событием огромной важности. Дар был грандиозным по масштабу: он включал в себя 1902 произведения. В состав русской части вошло 1287 картин, эскизов и этюдов маслом, 518 рисунков, 4 мраморных и 5 бронзовых и терракотовых скульптур; иностранная часть составила 75 картин, 8 рисунков и 5 танагрских статуэток. Уникальность дара для истории русской культуры также заключалась в том, что подобные пожертвования, как правило, осуществлялись после смерти завещателей. В этом смысле прижизненный дар Третьякова — редкое исключение в истории отечественной художественной культуры. Уже после его смерти в 1899-1900 годах жилой дом Третьякова был перестроен и приспособлен под нужды галереи. А ещё через два года строения по Лаврушинскому переулку были объединены новым фасадом по проекту художника В. М. Васнецова, именно тогда и появился знакомый всем облик Третьяковской галереи.
В 1917 году, после окончания революции, Третьяковская галерея была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям — как русским, так и зарубежным.
В 1920-х — начале 1930-х годов к Третьяковке присоединили несколько соседних владений, в том числе и закрытую к тому времени церковь Святителя Николая в Толмачах. В 1936 году по проекту архитектора А. В. Щусева возведён дополнительный двухэтажный корпус с северной стороны от главного здания, залы которого вскоре были включены в основной маршрут экспозиции.
В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Само же здание пострадало во время вражеских налетов. Но уже к 1944 году большая часть залов была отремонтирована.
В 1986–1995 годах основное здание в Лаврушинском переулке реконструировали. А через три года в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства XX века.
Интересные факты
В завещании Третьякова особо оговаривалось одно условие – бесплатный вход в картинную галерею.
За свой щедрый дар Павел получил дворянство от императора. Однако Третьяков отказался от него, заявив, что купцом он родился, купцом и умрёт.
Эмблемой Третьяковской галереи долгое время было изображение её фасада по рисунку знаменитого художника Васнецова. Однако в 2017 году у музея появился новый логотип — буква Т по проекту дизайнерского бюро ONY.
Самой большой картиной, представленной в коллекции, считается «Явление Христа народу». Полотно принадлежит кисти Александра Иванова. Шедевр русского живописца имеет размеры 7,5 х 5,4 м. Как свидетельствуют исторические хроники, художник потратил на создание картины двадцать лет.
За одной из стен залов Третьяковки расположена шахта большого грузового лифта, на котором картины доставляют из депозитария и обратно. Это стена закреплена на крупных петлях, при желании ее можно снять — она служит дверью в лифт. Наличие конструкции не афишируется, чтобы не подвергать опасности работы.
Сегодня перед зданием музея установлена статуя Павла Михайловича Третьякова работы скульптора Александра Кибальникова. Однако она появилась возле галереи только в 1980 году. До этого перед музеем была установлена скульптура Иосифа Сталина, а её предшественником был монумент Владимира Ленина.
Павел Третьяков периодически покупал полотна, запрещённые цензурой. Меценату рекомендовали не показывать такие картины посетителям, поэтому он честно закрывал их тканью. Но это не мешало любопытным потихоньку смотреть за занавеску. И как только проносился слух, что в галерее появилась новая «запрещёнка», залы буквально переполнялись посетителями. Именно так и случилось с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Некоторые полотна Третьяков наотрез отказывался размещать в своей коллекции. Среди них «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Неизвестная», написанная Иваном Крамским. По поводу последней Третьяков заявил, что она слишком красива и не похожа на реальную девушку. Обе эти работы попали в галерею уже после смерти её основателя.
Одним из самых массовых мероприятий галереи стала выставка работ художника Валентина Серова, которая прошла в 2016 году. Ее посетили более 400 тыс. человек. У музея выстраивались многочасовые очереди, а руководство Третьяковки развернуло полевые кухни, чтобы накормить ожидающих горячей едой.
Третьяковская галерея в Лаврушинском закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет — на два года при Третьякове, на четыре во время ВОВ и на десять на реконструкцию.
Третьяковская галерея сегодня
К сожалению, последние новости все чаще связаны со скандалами, будь то передача «Троицы» Андрея Рублёва, смена директора или сроки окончания стройки новых корпусов. Тем не менее Третьяковская галерея остается крупнейшим музеем национального искусства и настоящим достоянием русской культуры. Недавний триумф выставки Врубеля подтверждает особый статус Третьяковки.
Успейте до 20 августа посмотреть выставку-маршрут в залах постоянной экспозиции «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова». В ней участвуют 20 всем известных произведений. Идея проекта — показать, как менялось отношение к полотнам на протяжении XIX-XX столетий.
Впереди нас ждут масштабные выставочные проекты к 150-летию Н.К. Рериха и 200-летию мариниста А.П. Боголюбова, и самое ожидаемое событие — открытие новых корпусов на Кадашевской набережной в 2024 году.