14 июля в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка архитектурной графики Тотана Кузембаева, приуроченная к его семидесятилетию. Выставка состоит из 56 графических работ. Основа экспозиции – серия «Невесомость», которую автор создавал на протяжении двадцати лет, с 1998 по 2018 годы.
Это не первая выставка Тотана Кузембаева в Музее архитектуры. Часть представленных работ находятся в собрании музея. В их числе серия «Информационный город» (1986-1990 гг.) – проекты автобусных остановок и информационных башен для города Зеленограда. Само сочетание утилитарности и декоративности в графике Кузембаева говорит о том, насколько профессия архитектора неоднозначна и по-своему универсальна.
Каждая из серий работ выполнена в смешанной технике. Здесь и аппликация, и бумажное плетение, и печать, и традиционные тушь и карандаш. Подобная графика не похожа на сухие данные в чертежах ни по духу, ни по исполнению. Ближайший аналог можно встретить в работах Пиранези с его воображаемыми городами.
В 1980 годах среди учащихся в МАРХИ возникла идея «бумажной архитектуры», противопоставленной тяжёлой гравитации реализма. Этот феномен чётко прослеживается в работах Кузембаева: в его графике безошибочно читаются города, не подчиняющиеся законам природы. Само название выставки, «Горизонты событий», говорит о физических парадоксах. В астрофизике «горизонт событий» – граница, за которой события уже не могут повлиять на стороннего наблюдателя, и чаще всего это понятие используют, описывая чёрные дыры. Графика Кузембаева действительно похожа на архитектурные изображения физических аномалий, поглощающих белизну чистого листа.
Города в «Невесомости» деформированы, вытянуты в линии, закручены в спирали и выгнуты будто под влиянием космических сил. Однако при всей своей искажённости каждый из них не разрушен и не раздавлен гравитацией, а напротив – прорисован до мелочей в стройном архитектурном порядке.
Отдельного упоминания стоит сама расстановка экспозиции. Часть работ перенесена на стены Анфилады, что только усиливает контраст между строгой современной графикой и старинными деталями интерьеров. Свет поставлен таким образом, что отражения от слегка изогнутого оргстекла ложатся на стены бликами, похожими на отсветы от воды в солнечный день.