Ирландия — страна, известная многим Днем Святого Патрика, празднование которого стихийным образом распространилось на весь мир, помимо этого богата и выдающимися авторами, настоящими новаторами от литературы. Здесь и яркие представители модернизма: Сэмюэл Беккет и Джеймс Джойс, совершившие в свое время настоящую революцию в литературе; фантастическо-провидческий автор далеких XVII-XVIII веков Джонатан Свифт; один из главных эстетов от литературы Оскар Уайльд; Нобелевский лауреат Бернард Шоу и многие-многие другие.
Складным продолжением этого списка стала ирландская писательница Салли Руни с ее книгами «Нормальные люди», «Разговоры с друзьями» и новой книгой «Прекрасный мир, где же ты».
Писательница ворвалась в мир большой литературы совсем недавно, однако быстро и стремительно. Дебютный роман вышел всего пять лет назад, в 2017 году — по меркам большой литературы, это буквально один вдох. Вторая книга появилась сразу вслед за первой — год спустя, в 2018 году, и уже успела обзавестись собственной экранизацией.
Вначале кажется, что в своих книгах Салли Руни недалеко ушла от классических сюжетов, но при этом с первых же страниц они покоряют своей простотой и необычным языком так, что невозможно оторваться.
Дебютный роман «Разговоры с друзьями» рассказывает историю любовного четырехугольника, где каждый пытается разобраться в своих чувствах и эмоциях. Герои у Руни — очень яркие, сложные, многогранные, раскрывающие себя по ходу сюжета и движения книги. А проблемы и ситуации персонажей настолько созвучны современным миллениалам, их переживаниям — благодаря этому в разных эпизодах книги можно увидеть самих себя. Роман «Разговоры с друзьями» тоже уже успел обзавестись мини-сериалом, причем подбор актеров на главные роли настолько меткий, что визуальной истории веришь так же, как и книге.
Вторая книга «Нормальные люди» — на первый взгляд, почти классический ромком, в свое время наделала еще больше шуму и тоже уже успела оформиться в мини-сериал. Здесь зачастую уже приевшиеся она и он, взаимодействия пары на протяжении многих лет, казалось бы, ничего особенного, — если брать историю литературы, таких книг найдется много, особенно в викторианскую эпоху, да и сейчас предостаточно. Но, начиная читать, понимаешь, откуда весь этот ажиотаж вокруг имени автора, почему ей прочат такое большое будущее и называют современным Сэлинджером. Марианна и Коннелл, главные герои книги, пытаются разобраться в своих отношениях на протяжении многих лет. Сначала они тайно встречаются в небольшом городе Слайго на северо-западе, откуда стартует роман. Позже — в Тринити-колледже Дублина, куда оба поступают после школы. Недосказанность, недостаточная откровенность друг перед другом, боязнь обнажить свои чувства — все это порождает массу ситуаций, которая запутывает их отношения еще больше. Самое важное здесь — Салли Руни уходит от классической драматургии ромкомов и показывает настоящих людей, с их страхами и неуверенностью в себе.
В обеих своих книгах автор настолько точно уловила дух времени, попала в самую точку переживаний, что в эмоциях и чувствах героев чувствуешь себя. Другой немаловажный фактор — книга написана до такой степени необычным и загадочным языком, что роднит ее с другим знаменитым, сакральным для многих ирландским автором — Джеймсом Джойсом. Конечно, сквозь текст Руни не приходится пробираться, читая множество пометок и примечаний, как opus magnum Джойса «Улисс»: книга писательницы читается достаточно легко, но язык настолько не похож на то, что встречаешь сейчас, он намного богаче и выразительнее, и это не может не восхищать. Отличительная особенность прозы Руни — в ее книгах почти нет прямой речи. Все чувства, эмоции и переживания персонажей даны от третьего лица, но такая дистанция не отдаляет, а напротив, усиливает эффект от погружения в перипетии героев.