В июне в ДК «Рассвет» прошли премьерные показы «киноспектакля» Андрея Стадникова и Алисы Кретовой «Юша, Юр, Юрена и Александр Сергеевич», посвященного судьбам двух писателей — Юрия Тынянова и Александра Грибоедова. В основу действия был положен роман Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927-1928) о последних годах жизни Грибоедова, о том, как, будучи молодым, можно стать частью прошлого, остаться сломанным и выброшенным.
Жанр спектакля обозначен как «повесть о раздробленном времени»: действительно, режиссёры отказываются от линейного повествования и ведут несколько сюжетно-биографических линий одновременно. В фокусе внимания зрителя находятся биографии двух людей, живших и умерших с разницей в век, волею рока неразрывно переплётенных. Сама форма киноспектакля очень удобна и удачна для создания симультанного действия, если не сказать, сама его требует. История перед вами не развертывается последовательно, но приобретает, скорее, форму полусна, полувоспоминания.
Сценографическое решение, созданное Ольгой Сусловой, погружает зрителя в обстановку кинотеатра 1920-х. Экран обрамляет изумрудный бархатный занавес, в зале стоят венские стулья, актёры перевоплощаются в зрителей и вальяжно курят сигареты, а действие сопровождается фортепианной музыкой Дмитрия Власика, отсылающей к безвозвратно ушедшей культуре тапёров.
Первая скрипка спектакля — Пётр Скворцов, он одновременно предстаёт в образе Александра Грибоедова на экране и Юрия Тынянова на сцене. Его партнеры по сцене не отстают в путешествиях во времени и тоже исполняют сразу несколько ролей: Айна Арифулина, Мария Мелик-Пасаданова, Глеб Бочков, Иван Семёнов, Давид Каас, Захар Насакин и Юрий Межевич постоянно перевоплощаются, перескакивая из одного столетия в другое. Айна Арифулина, только что игравшая на экране балерину Екатерину Телешеву, уже стоит перед вами на сцене в строгом платье и читает монолог о разнице поколений.
Без набора специфических знаний из названия спектакля трудно понять, о чём же пойдёт речь, так и в целом зрителю не предоставляется возможности собрать увиденное в общую картинку. Определенными и однозначными остаются лишь несколько общеизвестных и совершенно обезличенных фактов: Грибоедов и Тынянов писатели; один написал роман о другом; оба умерли — один в Персии в 1829 году, другой — в Москве в 1943; у обоих были женщины и друзья.
Такая скудность и немногословность событийной составляющей абсолютно оправданы режиссёрской задачей. Во главу угла ставится внутреннее переживание Писателя, который, в каком бы веке он ни жил, задается вопросами: «Что писать?», «Как писать?», «А писатель ли Я?». И именно эти поиски собственного «я», сомнения, конфликт личности, неуверенность и поиски становятся стержнем и основой постановки.
Прославила Александра Грибоедова его пьеса «Горе от ума», сцены из которой остроумно включены в спектакль. Актёры в контражурном освещении выходят на сцену и начинают нарочито и утрированно разыгрывать ключевые эпизоды комедии от приезда Чацкого до объяснения Софьи и Молчалина. Фризовость мизансцен, в которых актёры почти всегда стоят в профиль и постоянно замирают в изломанных позах-масках, марионеточная пластика с её широкими и резкими шарнирными жестами и театральная декламация. Фраза Чацкого «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног!» произносится почти издевательски, в том же тоне ведётся вся игра. Такая ирония как будто призвана ещё глубже погрузить зрителя в то состояние и ощущение трагического сомневательства главных героев в собственном труде, которыми проникнут весь спектакль.
Крайне выразительным является финал, когда Пётр Скворцов то ли в роли Грибоедова, то ли Тынянова, но, скорее, просто Человека снимает и вешает пиджак, из которого начинает сыпаться песок. Очень много песка, им оказывается покрыто всё вокруг. Здесь сразу сходится множество метафор. Это и песок знойной Персии, и уходящее время, и тленность бытия, способного поглотить и превратить в сухой жгучий прах всё сущее. Фильм окончен, актёры накрывают стулья белым «саваном», гаснет свет, затухает последняя сигарета.
Фото: Евгений Смирнов
Автор Полина Кондрякова
Искусствовед и журналист. Проводник в мире современного искусства. Говорю просто о сложном.