Одежда играет огромную роль не только в нашей жизни, но и в искусстве. Важность дизайна костюмов невозможно переоценить, поскольку это неотъемлемая часть кинематографического повествования. И хотя мы не видим всего процесса создания костюма, за этим стоит кропотливая работа целой команды. Чтобы погрузиться в съёмочный процесс и разобраться в тонкостях работы, мы поговорили с Кариной Андросюк — ассистентом художника по костюмам и автором телеграмм-канала «Будет перекостюм». Карина работала над такими проектами, как «Эскортница», «Эпидемия», «Евгеньич», «Против всех», «Милиционер с Рублёвки» и рассказала о всех тонкостях своей работы.
Кадр из сериала «Эпидемия»
Расскажи, в чём заключается задача художника по костюмам?
Работа художника по костюмам в кино — важный компонент процесса производства фильма, который требует высоких профессиональных навыков и творческой вдохновенности. Но это заслуга не только одного человека, а огромный труд целого департамента. В основном работают 3 человека: художник по костюмам, ассистент и костюмер. Иногда вызывают дополнительного человека для работы с массовкой.
Разберём задачи каждого участника департамента. Костюмер постоянно присутствует на съемочной площадке, чтобы следить за качеством костюмов до и во время дублей. Ассистент готовит персонажей и участвует в закупках. На плечах художника по костюмам работа со сценарием и образами героев: он получает техническое задание от продюсера и режиссёра, анализирует персонажей, чтобы понять их индивидуальный стиль, характер и другие важные аспекты, и на основе этого составляет мудборд.
Но говорить однозначно об обязанностях каждого сотрудника тяжело, ведь многие обязанности переплетаются друг с другом, а какие-то задачи просто сложно выполнять одному человеку. Например, очень часто ассистент работает в связке с художником по костюмам: они вместе участвуют в «читке» сценария, закупках, просматривают следующий съёмочный день, готовят смену, отслеживают заявленные костюмы и докупают необходимое. Также департамент тесно сотрудничает с режиссёрами, продюсерами, художниками-постановщиками и другими членами команды, чтобы гармонично вписать костюмы в общее оформление фильма.
Кадр из сериала «Евгеньич»
Из чего складывается работа над персонажами?
Работа начинается со сценария. Главы департамента приходят на «читку», где все вместе проходятся по сценарию. Если есть вопросы по одежде персонажа, например, нужен дубль вещи, — всё обговаривается там. Тогда же расписывается сценарий: в каких сценах участвует персонаж и что с ним происходит. Например, он должен переодеться внутри сцены.
Во время самого съёмочного процесса с помощью вызывных листов отслеживаются новые костюмы, и на основе этого делается заявка с учетом всех пожеланий режиссёра. Также важно маркером отмечать отснятый материал и писать, какая была на персонаже одежда, чтобы потом попасть в стык. Этот момент сейчас поясню: сцены снимаются не так, как они идут в кино. На самом деле всё снимают блоками: вот есть в сценарии школа, значит снимаются полностью все сцены с этой локацией. Получается, сейчас снимали вот здесь, а дальше по сценарию герой должен быть в том же самом костюме — это и есть стык. После окончания съёмок остается только отсортировать арендованное и купленное, вернуть вещи на склады или отдать продакшену.
Кадр из фильма «Эскортница»
Чем костюм в кино отличается от обычной одежды?
Мы не можем использовать обычную одежду актёров в кадре. Во-первых, когда человек приходит на площадку, он играет персонажа, а не является самим собой. Соответственно, у его героя есть своя одежда, характер, стиль. Важно, чтобы костюмы были обжиты и герой органично вписывался в интерьер. Особое внимание уделяется цвету: с его помощью передается настроение.
Кадр из сериала «Против всех»
А как закупаются вещи?
Все вещи для каждого проекта закупаются отдельно. И вопреки стереотипам, шоппинг — не самый любимый процесс у работников нашего департамента. В основном мы обращаемся к Lamoda или Авито, особенно после ухода многих брендов с рынка. Помимо закупок, есть ещё аренда вещей: это или большой склад «Жар-птица», или киносклады на Мосфильме. Иногда костюмы отшивают специально для героя, как это делали, например, в «Полицейском с Рублёвки» или в «Чебурашке» для героини Яковлевой. После съёмок все вещи остаются продакшену, а арендованные костюмы отдают обратно на склад.
Ещё один момент. В кино нельзя снимать бренды. Если будете пересматривать «Сватов», обратите внимание на момент, где они играют в футбол (прим. 3 сезон 3 серия): у Ковалёвых на форме видны полоски тейпов, которые как раз и закрывают логотипы.
Кадр из сериала «Милиционер с Рублёвки»
Какие ты дашь советы для тех, кто хочет связать себя с профессией художника по костюмам?
Меня когда-то вдохновил фильм «Огонь» — он как раз тогда шёл в кинотеатрах. Я задумалась о том, кто одевает всех героев в кадре. До этого у меня не возникало мыслей об этом: я просто смотрела фильм, не думая о том, что существует ещё огромное количество разных департаментов, которые отвечают за грим, костюмы, реквизит. После этого появилась идея работать в кино: просто стала смотреть титры и запоминать фамилии художников по костюмам, ассистентов, костюмеров. Вбивала имена художников по костюмам в интернете, находила их во всевозможных соцсетях и просто писала им: рассказывала коротко о себе, говорила, что умею шить и что хочу работать в кино. У меня тогда уже была за плечами учеба в техникуме на портного. Кто-то отвечал «да, спасибо мы будем иметь в виду», кто-то просто игнорировал сообщения. Где-то через два месяца я получила первый положительный ответ.