Сейчас библиотеки, отвечая запросам времени, все чаще становятся локальными центрами культурной и общественной жизни с мультимедийными залами, лекториями и коворкингами. Однако базовый набор, который делает библиотеку библиотекой, остаётся одинаковым во все времена. И сейчас, и тысячелетия назад здесь должны быть книги, удобные места для чтения и работы и, конечно, хорошая освещённость. Выполнить первые два условия можно где угодно минимальным набором средств, а вот обеспечить достаточное количество света в читальных залах – одна из вечных задач для архитекторов библиотек.
До изобретения электричества для освещения библиотек приходилось полагаться на естественный свет: свечи в пространствах, заполненных бумажными книгами, представляли серьезную угрозу пожара. В средневековых европейских монастырях библиотеки часто располагались в глубине зданий, и освещение в них было ограничено. Зачастую читать книги предлагалось в саду. Иногда использовались раздвижные оконные створки и зеркала, которые отражали свет, чтобы он попадал внутрь залов.
В библиотеках эпохи Возрождения, таких как библиотека Лауренциана во Флоренции, читальные залы делали длинными и узкими и располагали так, чтобы помещение не граничило с другими. Вопрос освещенности решался с помощью больших окон, установленных в высоких стенах, вдоль которых строили скамьи, так что они образовывали своеобразные кабинки для чтения.
В XIX веке в строительстве стали широко применять металлоконструкции. Стальные каркасы внешних стен, которые выполняли роль несущих конструкций, позволили делать здания выше, а окна в них значительно больше. Благодаря новой технологии строительства появилось одно из самых узнаваемых зданий в Лондоне – читальный зал библиотеки Британского музея. Главный элемент зала – купол, который имеет диаметр около 42 метров и высоту около 34 метров. Он состоит из металлического каркаса, покрытого стеклянными панелями, число которых превышает три тысячи. Благодаря такой конструкции зал получил превосходную естественную освещенность.
В XX веке электричество, казалось бы, должно было решить проблему и снять с архитекторов задачу впустить в пространство для чтения как можно больше света. Однако читать при естественном освещении всё же приятнее, да и солнечный свет, в отличии от электрического, достаётся нам бесплатно.
Даже в Советском союзе при планировании жилой застройки растущих городов к архитектуре библиотечных помещений подходили внимательно. Например, библиотечно-культурный центр «НОТА» в Санкт-Петербурге находится в типовом многоквартирном доме 137 серии, построенном в 1985 году. Но поскольку помещение изначально проектировалось как библиотека, здесь заложено много необычных окон: световая линия второго света вдоль анфилады, два гигантских потолочных окна в альковах и сами альковы, которые выступают окнами на улицу и улавливают весь возможный дневной свет, от первого до последнего луча.
В данный момент в центре «НОТА» идет реставрация, в ноябре 2023 года центр начнет работу в обновленном формате. А сейчас здесь проходит выставка «Роман о розе» – большой арт-проект, в котором современные художники переосмысляют легенды из истории библиотек разных эпох. И один из центральных объектов выставки весьма символично связан со светом. Арт-группа «Север-7» воздвигла деревянный обелиск в память о египетском прошлом Александрии, где была построена легендарная библиотека. Обелиск – символ солнечного луча – упирается прямо в потолочное окно «НОТЫ» и освещается рассветным и закатным светом алькова.
О выставке, посвящённой истории библиотек, мы подробно писали в материале Легенда о библиотеках: выставка «Роман о розе».
Выставку можно увидеть в библиотечно-культурном центре «НОТА» до 30 мая 2023.