Казалось бы, кого можно удивить кирпичом, и что можно было придумать такого невероятного? А теперь представьте, что этот материал такой же прочный, влагонепроницаемый и морозостойкий, как кирпич, но только полый внутри. Светопроницаемый и состоит не из привычной вам глины и минеральной смеси, а полностью из стекла. Проходящий сквозь него свет рождает завораживающие цветные блики в комнате, как будто за окном море, и отражение солнечных лучей от воды играет на стенах.
Создателем этого кирпича стал швейцарский архитектор, инженер и политик – Гюстав Фальконье (1845—1913 гг.), фамилия изобретателя подарила своё имя новому строительному материалу.
Гюстав Фальконье создал материал, который был популярен в мировом строительстве не менее полувека. С 1880 года началась разработка формы и моделей пустотелых стеклянных кирпичей, изготавливаемых ручным способом выдувания.
После представления изобретения на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году он получил широкое распространение на территории всей Европы и России. Преимущества материала были неоспоримы: он прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет и давал возможность ему проникать туда, где невозможно было использовать окно. Он был прочным, но лёгким, обладал функциональными и эстетическими качествами. Фальконье стал популярным материалом эпохи модерна, воплотил в себе всю эстетику рубежа XIX—XX веков.
Наибольшая популярность материала в России приходится на 1900–1910-е годы. В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. Например, Бутырское трамвайное депо, Саввинское подворье, усадьба Латышевых – Бахрушиных – Бардыгиных (ныне – Посольство Индии) в Москве, церковь при Кутайсовском детском приюте в Нижнем Новгороде, Крестовоздвиженская церковь в Хвалынске (Саратовская область), особняк Бурылина в Иваново, дом фирмы Фаберже на Большой Морской в Санкт-Петербурге и Николаевский морской госпиталь в Кронштадте.
Больше подробностей о создании и вариаций, в которых воплотилась идея Фальконье, вы сможете узнать во флигеле «Руина» в музее архитектуры на Воздвиженке. Наша рекомендация для вас – выбирайте обязательно солнечный день и идите в гости в музей. Выбор флигеля был не случаен, кирпичная кладка, арочные пролеты создают потрясающий ансамбль со стеклом, играющим разноцветными бликами, а расположенные по периметру флигеля широкие окна оживляют Фальконье и заполняют пространство вибрирующей звонкостью стекла.
Выставка «Фальконье. Архитектура света» несёт не только просветительский характер и возможность получить эстетическое удовольствие, создатели выставки заложили несколько очень важных миссий.
Первой задачей для организаторов стало решение проблемы реставрации архитектуры качественными и подходящими материалами. Как мы рассказывали выше, в России есть много зданий, имеющих кладку Фальконье, но так как технология изготовления была утрачена в 1930-х годах, и кирпичи не производили после этого, то материалы для реставрации отсутствовали. В основном ячейки утерянных кирпичей заливали бетоном, или же полностью демонтировали окно, вставляя на их место современные стеклопакеты.
И всё могло бы безвозвратно кануть в историю, если бы не череда совпадений и удивительных встреч. Куратор выставки – Никита Андреев, искусствовед и бывший руфер, однажды вдохновился увиденными окнами из необычного стеклянного кирпича в заброшенном доме эпохи модерна в Санкт-Петербурге. Поиск информации привёл его на выставку в Швейцарии, посвященную Гюставу Фальконье, по счастливому стечению обстоятельств, эту же выставку посетила директор Музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева. Никиту и Елизавету объединила идея восстановить утраченную в 1930-ых стеклодувную формулу и провести выставочный проект. Совместно с мастерской NWGlass.lab в Петербурге после длительных проб и ошибок все-таки удалось воссоздать кирпич Фальконье. Благодаря этому произвели восстановление оригинального вида фасадных окон в доходном доме Ерошенко в Басковом переулке (окна были обнаружены замурованными в 2020 году).
Из этого мы хотим вывести следующий посыл выставки: это привлечение внимание к сохранению и восстановлению объектов культурного наследия. Это способ показать нам ещё раз безграничные возможности творческой мысли человека, направить энергию человека в русло созидания и заботы об окружающем нас мире.
Ко всему прочему, современным и важным нюансом является то, что воссозданный кирпич Фальконье – продукт recycle. Мастерская использует для переплавки использованные бутылки, командой был организован вторичный сбор стеклянных сосудов разных цветов. Как шутливо отметили организаторы – спонсором выставки выступают все бары Санкт-Петербурга. Использование вторсырья не только помогло сделать технологию более экономичной, но и привлекло внимание к актуальной экологической повестке.
Стеклянный кирпич стал вдохновением для ювелирного спецпроекта в рамках выставки. Музей архитектуры и его официальный партнер – бренд Epic Jewellery – представляет капсульную коллекцию подвесок и браслетов из серебра и позолоты с цветными камнями (аметистами, цитринами, топазами и другими), огранёнными в стиле Фальконье. Огранка разработана специально для проекта, а приобрести украшения можно будет в магазине Музея архитектуры.
Приходите на выставку, получайте удовольствие, восхищайтесь, вдохновляйтесь, а после, во время прогулки по улицам, город раскроется перед вами с новых сторон.