Стеклянный кирпич – уникальное изобретение швейцарского архитектора Гюстава Фальконье и оригинальный строительный материал. Названный в честь своего создателя, он приобрёл невероятную популярность у архитекторов эпохи модерна. Этим кирпичам были не страшны огонь и вода. Полые внутри, они выдувались вручную и обеспечивали прекрасную тепло- и звукоизоляцию и при этом обладали высокой светопропускной способностью. Их использовали для остекления куполов верхнего света и оранжерей, садовых павильонов и разных по конфигурации и назначению окон. Прочный, способный украсить и преобразить любое пространство, наполнив его мягким рассеянным светом, этот материал стал символом эстетики рубежа XIX–XX веков.
В 2021 году в рамках совместного проекта МУАР и лаборатории NWGlass.lab технология производства стеклянного кирпича была восстановлена. С помощью полученных блоков отреставрировали оформление оконных проемов в доме Щелухиной в Нижнем Новгороде и в санкт-петербургском доме Ерошенко.
На выставке «Фальконье. Архитектура света» собраны больше сотни экспонатов: это стеклянные кирпичи и советские стеклоблоки, объединенные в общую форму, строительное стекло, документы и фотографии, а также сырье и формы для изготовления блоков Фальконье.
Концепцию флористического оформления выставки в Музее архитектуры разработала команда во главе с основателем BURO ALL DESIGN Еленой Антоновой. Было решено использовать прозрачную пленку, которая за счет преломления лучей света как будто меняет цвет, что позволило дизайнерам органично объединить флористические композиции с основной темой выставки. Студия BURO ALL FLORA известна своим авторским подходом: флористы особое внимание уделяют красоте живых растений и естественным природным формам и создают не просто букеты, а настоящие произведения, которые концептуально отвечают настроению и стилю того или иного интерьера или события.
«Перед нами стояла непростая задача: создать композиции, которые не перегружали бы пространство, но в то же время акцентно перекликались с цветовой гаммой главных “героев” экспозиции — стеклянными кирпичами Фальконье. Прозрачная бумага “Хамелеон” позволила создать естественное преломление света. В зависимости от того, с какой стороны человек смотрел на нашу композицию, он видел разные цвета. Акцентной точкой стало окно, внутри которого нам удалось создать радужный принт с помощью эвкалипта и цветной бумаги. Белоснежные протеи в композициях добавляли легкости и за счет своего цвета ассоциировались с началом, открытием выставки», — отметила Елена Антонова.