Ваше сообщение успешно отправлено!

«ОТЛИЧНИКИ» в Музее русского импрессионизма

С февраля по май Музей русского импрессионизма представит выставку «Отличники» о европейских путешествиях молодых русских мастеров – лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Начинающие амбициозные художники на рубеже XIX – XX веков отказались от подражания зарубежным мастерам и, переосмыслив полученный за границей опыт, положили начало новому витку развития русского искусства. Этот переломный момент можно проследить в работах участников пенсионерских поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до живописных экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей.

Упоминание зарубежных путешествий «для усовершенствования в искусстве» часто встречается в биографиях известных художников. Выставка станет одним из первых крупных исследований, посвященных пенсионерским поездкам 1870 – 1910-х годов, их влиянию на формирование стиля отдельных живописцев и на эволюцию традиций отечественной художественной школы.

Разнообразие модернистских течений Европы конца XIX века давало молодым художникам новые ориентиры. Так академические сюжеты Генриха Семирадского и Ивана Айвазовского с античными руинами и морскими видами сменяются пленэрной живописью Василия Поленова и Ильи Репина. После реформы Академии художеств в 1893 году, значительно упростившей отчетность по пенсионерским поездкам, живописцы нового поколения – Ефим Чепцов и Михаил Демьянов – запечатлевают повседневную жизнь простых европейцев, обращаясь как к опыту передвижников, так и к смелой манере Винсента Ван Гога.

Для многих пенсионеров образовательные турне становятся периодом активных творческих исканий. Например, Борис Кустодиев предстанет перед посетителями с нетривиальными сюжетами – на пути к формированию своей узнаваемой манеры мастер много времени проводит в парижском Лувре, копирует в мадридском Прадо, делает зарисовки в городских кабаре и пишет этюды в Булонском лесу.

В экспозиции будут представлены как известные мастера, так и художники, для которых проведенное за границей время стало наиболее ярким этапом в творчестве. Посетители увидят полотна Николая Ге, Константина Горбатова, Исаака Бродского, Михаила Демьянова, Александра Яковлева, Василия Шухаева и других живописцев из федеральных и региональных музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, а также частных коллекций.

Бродский Исаак. Дети на берегу моря. Капри. 1909-…вской области Ярославский художественный музей

Выставка станет первым художественным проектом в России, столь масштабно адаптированным для слабовидящих и незрячих гостей. Традиционно к избранным произведениям будут представлены тактильные копии. Семь макетов, созданных при поддержке партнера инклюзивной программы Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд», по окончании проекта дополнят постоянные экспозиции региональных музеев. Составить полноценное впечатление о работах помогут ароматы-состояния от незрячих парфюмеров Pure Sense.

В каталог выставки войдут статьи куратора Ольги Юркиной об истории пенсионерских поездок русских художников и кандидата искусствоведения Анны Познанской о европейской культуре XIX века.

Спецпроект на третьем этаже музея покажет работы европейских мастеров, чьи имена встречаются в письмах и академических отчетах русских живописцев о зарубежных поездках. В экспозиции будут представлены произведения Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера, Франца фон Штука и других художников из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Репин Илья. Украинка. 1875. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Работы одних из них, например, пейзажи Шарля Франсуа Добиньи, восхищали и вдохновляли русских художников, других — не производили сильного впечатления или вовсе оставляли равнодушными. Однако собранные вместе полотна барбизонцев, натуралистов, реалистов и символистов позволят понять, в какой эстетической среде творили художники-пенсионеры на рубеже XIX–XX века.

Отказавшись от академической традиции, европейские художники погрузились в мир новых тем и образов. Скромные пейзажные мотивы и интерес к пограничным природным состояниям представителей барбизонской школы во многом предвосхитили поиски импрессионистов. А сюжеты из жизни простого народа и герои, запечатленные за своими повседневными занятиями, были созвучны с творчеством передвижников.

*фото: Горбатов Константин. Кьоджа. 1910-е. Государственный Русский музей

Редактор рубрики «Искусство». Пишу о прекрасном