Мы часто говорим про фильмы девяностых, а что насчёт перестройки? Времени, когда каждый чувствовал неотвратимость раскола и далеко не каждый мог с этим смириться? Сегодня мы рассмотрим кино на рубеже перемен, и попытаемся разобраться, почему уже нет, но ещё не да.
Школа — второй дом
Точно?
Появляются такие фильмы как «Чучело», «Дорогая Елена Сергеевна» и «Куколка», главный лейтмотив которых — подростковая травля в школах. Фильмы грубые, надрывные, и гаденькое послевкусие неизбежно. Переосмысляется положение человека в обществе — это фильмы о столкновении двух эпох, прошлого и туманного будущего, и том, как непросто человеку в эпицентре этого конфликта. Сейчас эта тематика набирает обороты, но, как мы видим, и 40 лет назад этот разговор уже поднимался. И не раз.
Девочки выросли
Картины, где главные персонажи — девушки, по мнению некоторых, с пониженной социальной ответственностью, но по факту — ищущие счастье для себя.
«Интердевочка» — невероятно обаятельная Елена Яковлева в роли валютной проститутки, ухватившейся за шанс переехать заграницу.
«Авария — дочь мента» — социальная драма про бунтующую девочку-подростка и её отца-милиционера, который так трогательно любит и всячески пытается уберечь свою дочь.
«Маленькая Вера» — всё та же проблема отцов и детей, но с примесью любовных трудностей из-за разных социальных слоёв главных героев. Некоторые кадры — как полотна Дейнеки, где хочется любоваться фигурами натурщиков.
«Страна глухих» — серьёзное кино с интересным метафоричным ходом: «Ты слышишь миллионы ненужных звуков. Если бы я всё это слышал, я бы сошёл с ума», — говорит один из персонажей.
Новые фильмы о любви
«Анкор, ещё анкор» — возмущающая многих картина про армию, «которая победила», и любовь где-то между разборками и попойками. Молодой Евгений Миронов особенно хорош.
«Любовь» (1991 год) — на мой взгляд, один из самых трогательных фильмов того времени. С одной стороны, можно сравнить, как снимали про любовь раньше, и как стали рассказывать подобные истории в эпоху перемен. С другой — забавные диалоги, красивые сцены и сюжет с кодовым названием «пожуй стекла».
В завершение подборки две жемчужины: философские картины «Зеркало для героя» и «Такси-Блюз», которые ввиду их многослойности лучше смотреть, а не описывать.
А как прошло ваше знакомство с кинематографом 80-90-х?