Анненкирхе, пожалуй, один из немногих примеров того, как духовный институт может успешно идти в ногу со временем. Будучи действующей лютеранской церковью, где проходят богослужения и венчания и организован регулярный курс «Основы христианской веры» для самого широкого круга слушателей, Анненкирхе является площадкой для проведения концертов и поэтических чтений. На входе продаются открытки с околорелигиозными мемами и обнимающем сову Иисусом. В подвальных катакомбах музей, на двери которого написано: «Это музей, сюда МОЖНО», соседствует с маленькой часовней, на двери которой написано: «Не оставляйте после себя зажжённые свечи, еще один пожар мы не переживём :(».
Пожар здесь вообще больная тема: даже на главной странице сайта Анненкирхе позиционируется как «Та самая знаменитая обгоревшая церковь в Петербурге». Об этой, а также об остальных страницах истории этого места рассказывает новая выставка, которая продлится до 20 ноября.
Здание
Сама церковь появилась в 1704 году, во многом из-за активно приезжающих по приглашению Петра I немцев-лютеран. Вместо маленькой деревянной церквушки в 1740-х годах лютеранская община получает в пользование новое мазанковое здание авторства Ю.М. Фельтена. Его назвали «Анненкирхе» – в честь бабушки Иисуса и императрицы Анны Иоанновны. Согласно замыслу архитектора, два торцевых фасада были почти равнозначными. На Фурштатскую улицу выходила полукруглая ротонда с колоннами и куполом, а Кирочную (от немецкого «кирха» – церковь) украшал богато украшенный портик с пилястрами. Тема колонн повторяется и внутри церкви: они зрительно разделяют большой зал на три нефа.
С момента завершения строительства в 1779 году и вплоть до смутного революционного времени церковь успешно выполняла функции традиционного храма. В этих стенах можно было встретить многих известных личностей, включая Карла Брюллова, членов семьи Фаберже, Антона Дельвига и других.
В результате репрессий «безбожной пятилетки» 1932-1937 годов в России не осталось ни одного лютеранского пастора. Здания церквей были конфискованы и переоборудованы для более насущных нужд образовавшегося государства. Анненкирхе не была исключением: из неё вынесли всё, что имело хоть какое-то отношение к религиию С купола сняли крест, вывезли в неизвестном направлении орган. Об этом периоде рассказывает экспозиция в подвале церкви. Находиться там нелегко: память о прошедших событиях смотрит с портретов глазами пострадавших за свою веру людей, а за решеткой стоят рядами настоящие кресты с лютеранских кладбищ, за которыми много лет никто не следил.
Именно в это тяжелое для духовных институтов время церковь превратилась в кинотеатр «Спартак» (об этом на выставке дружелюбно напоминает свисающий с потолка попкорн). Здесь показывали вышедшие из проката и пришедшие из-за границы фильмы, чьи афиши до сих пор можно увидеть на несущих колоннах.
Отдавая дань этому времени, в главном зале церкви вновь оборудовали своеобразный кинотеатр, где вперемешку с отрывками из классических чёрно-белых фильмов показывают видеомэппинг про историю кирхи. Подвешенной здесь для выставки «Сотворение» луны уже нет, а удобные кресла-мешки остались.
Рок-н-ролл
Когда в девяностые кинотеатр стал испытывать финансовые трудности, его превратили в площадку для проведения рок-концертов. Поэтому далее экспозиция выглядит, как самый настоящий рок-клуб. В небольшой закрытой комнате с приглушенным светом на стенах висят неоновые портреты рокеров и звучат одна за другой песни, неотрывно связанные с Петербургом. Можно, наверное, подумать, что нет ничего более далекого друг от друга, чем рок-н-ролльный дух свободы и бунтарства и христианские ценности смирения. Однако среди портретов Горшенева, Гаркулина, Шнурова и Васильева можно найти и знакомое лицо в терновом венце – по словам авторов выставки, «самой значительной рок-фигуры в истории».
В пролётах ведущей наверх лестницы воссоздано существовавшее здесь когда-то арт-пространство («арт-клиника») «Другая культура». Подборка артефактов, от афиш до костюмов, тут даже интереснее, чем в таких культовых местах, как Castle Rock или Пушкинская, 13. «Другая культура» зародилась в 1999 году силами художника Кирилла Миллера и Ольги «Волги» Якубхановой и стала своеобразной галереей на стыке музыки, моды и варьете. В то же время на первом этаже работал магазин, радующий посетителей последними пластинками и кассетами. Здесь же позже был создан лейбл «Свободный полёт рекордс», первым изданием которого стали фильмы Евгения Юфита в жанре некрореализма.
В девяностых годах в лоно церкви вернулась и духовная жизнь. Верующие начали собираться для молитв в вестибюле и на лестнице, пока за стенкой показывали фильмы и проходили рок-концерты. Под давлением общественности в начале двухтысячных рок-клуб покинул помещение.
Та, самая, обгоревшая
В декабре 2002 года в здании церкви произошёл страшный пожар. Сейчас над ним шутят и даже делают стикеры с надписью «Сгорел на работе»; а тогда было не до смеха. За ночь огонь успел обрушить кровлю, закоптить купол и выжечь полторы тысячи квадратных метров здания, пока его наконец не удалось локализовать к полудню следующего дня. Только в 2008 году были выделены средства на реставрацию. Церковь передали религиозной общине. Начиная с небольшой часовни, выполнявшей в рок-клубе функцию бара, стартовал процесс восстановления.
Именно тогда Анненкирхе и стала тем, чем и является сейчас в любых путеводителях по Петербургу – уникальным местом, где уживается насыщенная история, религиозная община и современные культурные тенденции. В 2018 году на купол вернули крест, в 2019 году завели кота по имени Мартин Лютер Кот, и Анненкирхе впервые приняла участие в акции «Ночь музеев» В 2020 году церковь запустила свой YouTube канал, в 2021 – открыла трапезную, а в 2022 году – кофейню, лекторий и даже туалет (последний открывали торжественнее всего).
На втором этаже есть возможность совершить VR-путешествие сквозь время и посмотреть, как выглядела церковь на разных этапах своего существования.
В качестве бонуса можно опробовать ещё один креатив от команды Анненкирхе: квест «В добрый путь» на Смоленском лютеранском кладбище. Правда, проходить его лучше днём (хотя создатели признают, что ночью было бы интереснее) и в обуви, которую не жалко.