Третьяковская галерея на Крымском валу открыла выставку «Дягилев. Генеральная репетиция», посвящённую ярчайшему творческому периоду Сергея Дягилева — «Русским сезонам». Экспозиция познакомит вас не только с костюмами танцоров, но и с эскизами художников, афишами, уникальными документами, фотографиями и даже видеозаписями балета.
Интересный факт: за эту коллекцию Третьяковская галерея торговалась в Лондоне несколько лет, постепенно снижая цену, а она была баснословной — на начало торгов 1 млн. фунтов. Вот так в собрание музея попал уникальный дягилевский реквизит.
Оформлением пространства занимался Сергей Чобан, также он работал с выставкой Врубеля. Проходя через все залы экспозиции создаётся ощущение путешествия по времени и разных этапов жизни Дягилева.
▫️Название выставки отражает не только любовь великого импресарио к репетиционному процессу, а также намерениями Третьяковки создать зал, а точнее исследовательский центр Дягилева в здании на Крымском Валу, после его реконструкции. Таким образом осуществив мечту антрепренёрао возвращении в Россию.
Выставка полностью отражает девиз Дягилева «Удиви меня!». Здесь и уникальные книги по истории танца, архивные материалы, связанные с событиями и героями дягилевских антреприз, эскизы костюмов и декораций, созданные знаменитыми русскими и европейскими художниками.
Дягилев повлиял не только на танец, но и на всю культуру Европы и России XX века до наших дней. После постановки «Шехерезады», в художественном исполнении Льва Бакста, Париж буквально свихнулся на восточной моде.
У него был просто «потрясающий нюх» на таланты- Ларионов, Гончарова, Бакст, Рерих, Матисс, Пикассо и многие другие.
Анастасия Никулина, искусствовед
Экспозицию открывают чёрные пуанты Карсавиной. Окрашенные в черный цвет, они были прорывом и дерзостью, ведь испокон веков в каноне светлых тонов для костюмов балета ничего не менялось.
На архивном фото 1915 г у виллы «Бельрив» запечатлены Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Лев Бакст, Леонид Мясин, Игорь Стравинский.
Интересный факт: Михаил Ларионов оказался в Париже, спасаясь от мобилизации в Первую мировую.
Костюмы для танцоров шили по эскизам Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Николая Рериха, Льва Бакста, Анри Матисса и т.д. В экспозиции представлена шёлковая рубаха по эскизам Анри Матисса для “Песни Соловья” на музыку Стравинского.
Интересен костюм по эскизу Рериха для «Весны священной», посмотрите внимательно на этот этнический узор.
В каждом зале, посвящённом одному спектаклю, собраны экспонаты по теме. Костюмы, если сохранились (но их всё же мало), эскизы, фотографии, иногда, даже видео. Кстати, о видео — Дягилев запрещал снимать спектакли, понимая, что с художественной и технической точки зрения в будущем всё будет совершеннее. Зря переживал маэстро, нам всё равно бесконечно нравится.
Центральное место экспозиции — работы Гончаровой и Ларионова для «Золотого петушка».
Хотелось бы отметить, что графику нельзя выставлять в постоянной экспозиции. Ей нужны долговременные перерывы «отдыха». Поэтому в следующий раз эти работы будут показаны публике не скоро.
Дягилев и его команда не осуществили больше балетов, чем поставили. Нам остались чудесные эскизы костюмов и декораций невоплощенных спектаклей. Например, «Испания» на музыку Равеля и Альбениса, эскизы Гончаровой.
Костюмы разрабатывались Бакстом всегда исходя из личности танцора и отвечая хореографическим задачам. Проще говоря, он всегда думал о технической возможности исполнения танца в костюме.
На фото костюм Бакста для «Синего бога», в котором танцевал Нижинский.
На фото 1915 г. запечатлённые у виллы «Бельрив» (в начале статьи) как раз придумывали балет «Литургия», который не был реализован, но остались чудесные эскизы Гончаровой. Костюмы предполагались плоские, словно герои сошли с икон. Знания Гончаровой техники иконописи удивляют и восхищают.
Единственный сохранившийся эскиз к декорации балета «Литургия» хранится в Метрополитен музее.
Теперь самое большое произведение в Третьяковке — это гигантский рериховский занавес, примерно двадцать метров, находящийся на реставрации и чудом уцелевший до наших дней. При входе на выставку не пропустите круглую перегородку с воспроизведенным фрагментом.
Эскиз декорации к Половецким пляскам из оперы «Князь Игорь», 1909.
Костюмы для «Жар-птицы» представлены достаточно широко, если сравнивать с другими сохранившимися единичными экземплярами.
Это лишь малая часть экспозиции, о которой мы вам рассказали. Выставка получилась невероятно вдохновляющей, несмотря на то, что о личности самого Дягилева нам поведано крайне мало.
Самое главное — «Русские сезоны» тогда и сегодня — это бессмертие русской культуры, которую нельзя растоптать, нельзя уничтожить и забыть, пока жив последний её носитель.
Дягилев. Генеральная репетиция