Ваше сообщение успешно отправлено!

«Дягилев. Генеральная репетиция»: увековечивая русскую культуру

Обзор выставки в Третьяковской галерее на Крымском валу

Третьяковская галерея на Крымском валу открыла выставку «Дягилев. Генеральная репетиция», посвящённую ярчайшему творческому периоду Сергея Дягилева — «Русским сезонам». Экспозиция познакомит вас не только с костюмами танцоров, но и с эскизами художников, афишами, уникальными документами, фотографиями и даже видеозаписями балета.

Интересный факт: за эту коллекцию Третьяковская галерея торговалась в Лондоне  несколько лет, постепенно снижая цену, а она была баснословной — на начало торгов 1 млн. фунтов. Вот так в собрание музея попал уникальный дягилевский реквизит.

Оформлением пространства занимался Сергей Чобан, также он работал с выставкой Врубеля. Проходя через все залы экспозиции создаётся ощущение путешествия по времени и разных этапов жизни Дягилева.


▫️Название выставки отражает не только любовь великого импресарио к репетиционному процессу, а также намерениями Третьяковки создать зал, а точнее исследовательский центр Дягилева в здании на Крымском Валу, после его реконструкции. Таким образом осуществив мечту антрепренёрао возвращении в Россию.

Выставка полностью отражает девиз Дягилева «Удиви меня!». Здесь и уникальные книги по истории танца, архивные материалы, связанные с событиями и героями дягилевских антреприз, эскизы костюмов и декораций, созданные знаменитыми русскими и европейскими художниками.

Дягилев повлиял не только на танец, но и на всю культуру Европы и России XX века до наших дней. После постановки «Шехерезады», в художественном исполнении Льва Бакста, Париж буквально свихнулся на восточной моде.

У него был просто «потрясающий нюх» на таланты- Ларионов, Гончарова, Бакст, Рерих, Матисс, Пикассо и многие другие.

 

Анастасия Никулина, искусствовед


Сергей Павлович Дягилев

Экспозицию открывают чёрные пуанты Карсавиной. Окрашенные в черный цвет, они были прорывом и дерзостью, ведь испокон веков в каноне светлых тонов для костюмов балета ничего не менялось.

На архивном фото 1915 г у виллы «Бельрив» запечатлены Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Лев Бакст, Леонид Мясин, Игорь Стравинский.

Интересный факт: Михаил Ларионов оказался в Париже, спасаясь от мобилизации в Первую мировую.

Костюмы для танцоров шили по эскизам Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Николая Рериха, Льва Бакста, Анри Матисса и т.д. В экспозиции представлена шёлковая рубаха по эскизам Анри Матисса для “Песни Соловья” на музыку Стравинского.


Интересен костюм по эскизу Рериха для «Весны священной», посмотрите внимательно на этот этнический узор.

В каждом зале, посвящённом одному спектаклю, собраны экспонаты по теме. Костюмы, если сохранились (но их всё же мало), эскизы, фотографии, иногда, даже видео. Кстати, о видео — Дягилев запрещал снимать спектакли, понимая, что с художественной и технической точки зрения в будущем всё будет совершеннее. Зря переживал маэстро, нам всё равно бесконечно нравится.

Центральное место экспозиции — работы Гончаровой и Ларионова для «Золотого петушка».

Хотелось бы отметить, что графику нельзя выставлять в постоянной экспозиции. Ей нужны долговременные перерывы «отдыха». Поэтому в следующий раз эти работы будут показаны публике не скоро. 

Дягилев и его команда не осуществили больше балетов, чем поставили. Нам остались чудесные  эскизы костюмов и декораций невоплощенных спектаклей. Например, «Испания» на музыку Равеля и Альбениса, эскизы Гончаровой.

Костюмы разрабатывались Бакстом всегда исходя из личности танцора и отвечая хореографическим задачам. Проще говоря, он всегда думал о технической возможности исполнения танца в костюме.

На фото костюм Бакста для «Синего бога», в котором танцевал Нижинский.
На фото 1915 г. запечатлённые у виллы «Бельрив» (в начале статьи) как раз придумывали балет «Литургия», который не был реализован, но остались чудесные эскизы Гончаровой. Костюмы предполагались плоские, словно герои сошли с икон. Знания Гончаровой техники иконописи удивляют и восхищают.


Единственный сохранившийся эскиз к декорации балета «Литургия» хранится в Метрополитен музее.


Теперь самое большое произведение в Третьяковке — это гигантский рериховский занавес, примерно двадцать метров, находящийся на реставрации и чудом уцелевший до наших дней. При входе на выставку не пропустите круглую перегородку с воспроизведенным фрагментом.

Эскиз декорации к Половецким пляскам из оперы  «Князь Игорь», 1909.


Костюмы для «Жар-птицы» представлены достаточно широко, если сравнивать с другими сохранившимися единичными экземплярами.


Это лишь малая часть экспозиции, о которой мы вам рассказали. Выставка получилась невероятно вдохновляющей, несмотря на то, что о личности самого Дягилева нам поведано крайне мало.

Самое главное — «Русские сезоны» тогда и сегодня — это бессмертие русской культуры, которую нельзя растоптать, нельзя уничтожить и забыть, пока жив последний её носитель.


Дягилев. Генеральная репетиция

Билеты

4 октября 2022 — 5 февраля 2023
Новая Третьяковка, г. Москва, Крымский Вал, 10

 

Редактор рубрики «Искусство». Пишу о прекрасном