В уже сформировавшихся и устоявшихся, а то и народных промыслах не так часто появляется что-то принципиально новое. Но во всякой статистике есть своя погрешность. Сибирская художница Катерина Жиленко работает в жанре лаковой миниатюры, не делая ни традиционных шкатулок, ни классических ларцов. Её рассказ — о работе с камнем. И немного — с собственной неуверенностью.
Истоки
Конкретно для меня все началось с двух моментов. Первый: мне велик даже альбомный формат. Я не знаю, что делать со слишком большим количеством пространства, не могу его цельно видеть. Люди, лихо управляющиеся с огромными холстами и рисующие на стенах, для меня — полубоги. Я любила учиться в художке, но ватманы — мой ночной кошмар. Сейчас страшно представить, как я справлялась со всеми этими натюрмортами во весь мольберт.
Помню, в детстве родственники привезли мне подарок от кузины (а она на тот момент уже была «настоящей» художницей) — две плоских речных гальки с росписью. На одной был морской закат, на второй — немного мультяшный утёнок в скорлупе. Я была загипнотизирована: оказывается, так можно было!
Второй момент — я с детства часами «залипала» на выставках минералов, в геологических музеях, на ярмарках самоцветов и лавках сувениров из поделочных камней. Разглядывала минералы, сочиняла истории по мотивам сказок Бажова. Представляла, как было бы круто уметь с ними работать. Была робкая мечта стать ювелиром, — но тяжёлая депрессия и убитая самооценка решительно сказали мне, что в искусство меня не возьмут, потому что я недостаточно хороша.
Но тут случилось судьбоносное. Я тогда потихоньку пробовала вышивать бисером, и в ЖЖ одной интересной мастерицы я увидела украшение с кабошонами с росписью. Это были работы Светланы Беловодовой и Юралги Норд.
Вот так где-то в районе 2012 я и узнала про миниатюры на камнях.
Разумеется, про народные ремёсла я и до этого знала. У нас хватает разных лаковых миниатюр, но подобное я видела впервые. Собственно, Светлана, мастер Федоскинской школы лаковой миниатюры (изначально они пишут маслом на папье-маше), и попробовала перенести свою технику на камень.
Юралга меня тогда особенно поразила: она начала совершенно с нуля, просто потому что захотелось. Прогресс ее работ просто поражает. И персонажи. У неё, кстати, хватает своеобразного опыта: дикое количество плагиаторов, когда народ стал втягиваться в роспись камней (котики же, можно ж наклепать таких же), конфликты, хейт от «астральных магов» и пуристов от геологии, говоривших, что роспись портит камень, и прочие веселые атрибуты.
Грабли, лак и опыт
Первая моя «проба пера» была на маленькой галтовке зелёного авантюрина. Потом, проев мозги семье, я уломала маму купить пару небольших срезов агата и брелоки из крупных бусин, которые я потрошила на нужды искусства. Первые попытки писать маслом, учитывая, что я его до этого и в руках-то не держала, были очень весёлыми. Прочитала у всё той же Юралги про стекловидный лак для декупажа: он достаточно прочный и стойкий, не меняет цвет и не «желтит». Так что я обзавелась банкой опаловой жижи и пошла торить дорогу… в куда-то.
Лак — это вообще отдельный сорт боли, если вы, как и я, не заканчивали какую-нибудь школу ремесла или художественный вуз. Сколько слоев я содрала, сколько пузырей медитативно ковыряла зубочисткой в процессе сушки, ужас. Существуют специальные колдунства и секреты, но я стесняюсь, — поэтому сама, танцем по граблям и по крупицам советов.
Я знаю, что федоскинцы просушивают слои росписи и лака в духовках на малых температурах, либо в сушилках для фруктов. Но я работаю не маслом, а темперой, так что про это подробнее не расскажу.
Рисунки покрываю двухкомпонентным автомобильным лаком. Его надо разводить, а разлит он в жестяные жбаны, потому что сделан всё же с расчетом на машину, а не на миниатюрных маньяков. Поэтому пользуюсь такой схемой: перчатки (обязательно), шприцы и куча пластиковых крышечек. Шприцем набираю компоненты в нужной пропорции, смешиваю и наношу кистью.
Обязательно нужен базовый слой лака перед тем, как рисовать: многие минералы имеют пористую структуру, и, чтобы краска не уходила в поверхность камня, его надо обязательно залакировать. Само изображение традиционно пишется тоже слоями: контур, подмалёвок, замалёвок, перемалёвок, детали… Не исключено, что я путаю последовательность, потому что не придерживаюсь её. В ней нет ничего плохого, просто я стихийный рукоблуд и в большинстве случаев не делаю даже эскизов. Мои работы преимущественно сделаны в один слой, и я такое никому не посоветую. Внезапно менять фон, когда уже прорисовал детали на первом плане, и всё это зубочистками и такой-то матерью… нет, не надо такое нормальным людям!
Миниатюры для людей
Сейчас популярность подобной миниатюры сильно подскочила. Многие мастера народных ремёсел подтянулись: материал очень интересный, возможностей сделать продаваемые вещи больше, потому что к изделиям добавляются украшения. Традиционные лаковые миниатюры (а к ним относятся по сути те же Жостово и Хохлома например, не только Федоскино, Палех и Холуй) — это либо предметы быта, либо декоративные вещи вроде шкатулок и коробов. В своем аутентичном виде они стоят довольно дорого, а в фанерно-сувенирном художественной ценности не представляют вовсе.
Вещами вроде финифти или хохломы на ровном месте не займёшься. Заморочки с хитровыгнутой лакировкой, грунтом, обжигом, эмалью и прочими интересными вещами не каждому по силам, не говоря уже о кармане. Так что такой вот фьюжн многим зашёл не только из-за необычности, но и из-за большей доступности и адаптивности. Мастеров стало больше, появились курсы и школы, добавилась стихийность: экспериментировать ведь не запретишь. Да и людям интересно: многие очень удивляются, узнав, чем я занимаюсь.
Долгие годы не имела никакого присутствия в сети, кроме призрачного. Изменили всё фанаты «Террора» (роман Дэна Симмонса о полярной экспедиции и его одноимённая экранизация — прим. ред.). В какой-то момент я закономерно начала делать работы, вдохновлённые этой темой. Тогда меня с моими кирпичами обнаружили его поклонники, — и вот тут стало реально весело!
Техника и фантастика
Очень радуюсь каждый раз, когда читаю в чьих-то тэгах, что до моих работ этот человек считал бы попытки рисовать на лабрадорите издевательством над камнем, но у меня получилось поменять его мнение. У меня лабрадориты, причём именно морские и полярные — визитная карточка, их чаще всего заказывают. Ну и за мрачной темой ко мне можно, она тоже не так часто попадается в миниатюрной среде.
Помимо отличий в сюжетах, я редко использую традиционные декоративные элементы, вроде потали, перламутровых порошков и стразов. Не люблю заливки фонов не по делу. Для традиционных миниатюр подложка из перламутра или сусального золота — база, и многие переносят такой подход и на камни, но это не моё. Хотя декоративность и стилизации люблю, но более… нативные, что ли.
Мне очень нравится высматривать сюжет в самом камне, иметь какую-то основу, за которую можно зацепиться. Иногда сразу видится освещение, иногда одна прожилка задаёт очертания изображения, иногда рисунок создаёт какой-то паттерн, или даже элемент пейзажа. Очень залипательное дело. Поэтому грустно порой, когда камень просто бездумно закрашивают, не глядя на текстуру и природный рисунок.
Долгое время я очень боялась брать деньги за то, что делаю. Полноценно работать начала только зимой прошлого года, как раз с заказа по «Террору», — и понеслась. Теперь я такой мини-Айвазовский от полярной братии, даже стыдно как-то: море видела раз в жизни, живу же в Сибири…
Изначально я делала украшения, которые можно носить. Но сейчас основной процент заказов — декоративные камни. Пару раз делала зеркала, те, которые с каменными вставками на крышках. Автомобильные лаки весьма стойкие, да и стекловидный показал себя отлично: вещи, которые я делала семь лет назад, моя мама до сих пор носит, и хоть бы хны. И это с тем, что некоторые успели полетать в бассейн и на кафельный пол! Таким, впрочем, лучше не увлекаться: камни довольно хрупкие. Но носить можно, причем не только на шее, но и, например, в виде колец: у двух расписанных перстней полёт нормальный.
Фото: Катерина Жиленко, Юралга Норд