Выставка, которую ещё можно успеть посмотреть в арт-пространстве CUBE, посвящена теме домашнего насилия. Называется она нефиолетовой, потому что, как объясняют сами организаторши, слово violet (англ. фиолетовый) ассоциируется в некоторых языках с насилием (violence), а в русском так и вовсе фиолетовый цвет — это безразличие. Говорят же у нас «мне фиолетово», когда хотят отстраниться от чего-то.
Уже потом, подробнее исследуя материалы к выставке, Юлия Наполова выяснила, что в Древней Греции фиалки (тоже violet по-английски) считались цветком скорби, их высаживали на могилах ушедших из жизни молодых девушек — название внезапно обрело ещё большую глубину и дало жизнь одной из работ.
«Просто фиалки» — одна из двух работ Юлии Наполовой на этой выставке — о хрупкости, беззащитности жертв перед насилием.
Вторая её работа «Страх разрушает» — метафора того, как постепенно поддаются человеческие границы и вслед за ними рушится и исчезает сам человек. Эти две работы (первые в художественной карьере Юлии) открывают выставку и задают общий тон, призывая созерцать и размышлять, наблюдая за изменениями собственного отражения, постепенно как бы «проминающегося» под внешней силой.
На выходе из небольшого помещения посетителей встречает стена, сплошь обклеенная работами другой Юлии — Юлии Цветковой (внесена Минюстом России в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента — прим. ред.) — это рисунки и плакаты. Яркие, дерзкие, смелые, поддерживающие, вызывающие, — это то, чем выражает борьбу и протест Юлия.
В небольшом полутёмном коридоре нас встречает работа Макса Отто «Поручень»: волосы девушек, заплетённые на металлическом поручне метро. О том, как люди выбирают насилие, не обращая на это особого внимания. Интуитивный выбор — схватиться за такой «поручень», заботясь в первую очередь о себе и не думая, чем этот выбор может оказаться.
Следующую небольшое пространство делят между собой работы Алисы Гокоевой и Руслана Меллина.
Алиса фотограф, её проект «ВЫ ВООБЩЕ ЛЮДИ» (окрас этой фразе предлагается придать самим зрителям) — это сочетание фотографий женщин с лицами, закрытыми платками, и историй этих женщин. Историй «нелюбви», как пишет сама Алиса. Истории эти подробные, страшные в своей обыденности. Проект призывает увидеть, что насилие на самом деле здесь, рядом с каждым из нас. Оно не иллюзорно и от него не спрячешься. Любая женщина, которую вы видите рядом, может оказаться жертвой.
Черновиками и рисунками Руслана Меллина заполнена вся стена. Он работает челюстно-лицевым хирургом и рисунки — его способ отвлечься, выплеснуть на бумагу то, что он пропускает через себя каждый день на работе. В отличии от фотографий Алисы, лица женщин на рисунках изображены во всех, порой ужасающих, деталях. Истории этих и многих других женщин вместе с их портретами вошли в книгу Руслана «Больная реальность», выпущенную издательством «Бомбора» в 2022 году.
Завершает выставку фотопроект, снятый московским фотографом Аксаной Лисовской. На фото главная вдохновительница, автор идеи и инициатор этой выставки, тот самый свет, дающий надежду многим оказавшимся в безвыходной ситуации — Ольга Симонова. Её история — лучший пример того, что за тяжёлыми временами снова наступает нормальная жизнь, она есть и к ней можно вернуться. Ольга этому живое доказательство.
Эта красивая, смеющаяся на фотографиях, светящаяся от счастья и уверенности в себе женщина прошла через всё. Страдала от домашнего насилия, пыталась сбежать от мужа, была осуждена за его убийства и лишена свободы, её разлучили с ребёнком… Всё это она пережила, не дав себя сломить. Сейчас Ольга сосредоточена на работе над собой (многие душевные раны требуют времени и сил на исцеление) и помощи другим. В том числе она ведёт социальный Telegram-проект «Как дальше», открыто делится своим опытом и стремится показать, что, во-первых, домашнее насилие есть и о нём нужно говорить открыто, а, во-вторых, жизнь на нём не заканчивается.
Выставка проходит до 4 сентября 2022 г. в арт-пространстве CUBE и организована бюро PS Culture.