Истоки
В какой-то момент, ещё когда училась в полиграфическом университете на детского иллюстратора, я осознала, что плоский 2D дизайн — не моё, скучно. Меня потянуло к объёмным объектам. И я переключилась на книги POP-UP – это когда открываешь книжку, а там встает целый замок или дерево. Поэтому после окончания университета я хотела заниматься именно ими, но спрос на таких специалистов в России тогда отсутствовал.
В 2014 я начала разрабатывать декоративное освещение для компании Мaytoni. Ночами восполняла недостающие знания в 3D-проектировании, а утром ехала на работу. Там я и получила свой основной опыт в предметном дизайне, — по сути стала самоучкой.
Спустя три года я стала главным дизайнером в конкурирующей компании Favourite. Там уже напрямую общалась с фабриками, что было для меня очень важно: в прежней компании авторский надзор выполнял инженер.
В совокупности за эти годы я разработала больше ста коллекций светильников.
Всё закончилось декретом и увольнением во время пандемии. А потом я сбежала от постродовой депрессии в керамику: нашла ближайшую мастерскую и обучилась там азам лепки и глазуровки.
И с этого момента я начала заниматься керамикой очень плотно. Она заняла все мои мысли, и продолжает занимать! Открыв в какой-то момент свой Pinterest, который вела все предыдущие годы и собирала референсы для вдохновения, я вдруг поняла, что подавляющее большинство картинок — керамика в её самом разном проявлении.
Свет
Вначале я и не собиралась делать лампы. Казалось, ни одной больше не нарисую: этого было слишком много в предыдущие годы. Нацеливалась на посуду, но в итоге всё равно плавно вернулась к свету. Любая моя работа всегда начинается с пары изрисованных очень маленькими эскизами листов. Тут вышло так же: я садилась рисовать эскизы посуды, а заканчивала вполне годными эскизами настольных ламп.
В итоге первую лампу я сделала прямо на обучении лепке в технике «пласта». Сейчас эта серия называется KENI из-за схожести с персонажем из South Park: форма родилась сама по себе, и сразу пришла ассоциация с этим образом.
Моё обучение плавно перешло в коворкинг в той же мастерской. И я начала делать следующую лампу; она получила имя NUN — её форма напоминает облачение монахини, отсюда и название.
Для меня очень интересно взаимодействие керамики и света. Сейчас я намеренно отказалась от использования классических тканевых абажуров. Такое искусственное ограничение стимулирует меня к созданию более интересных форм. В процессе исследования я осознала, что наиболее комфортное освещение в керамической лампе получается за счёт отражённого света. Для меня стало своего рода спортом придумывать новые дизайны с отражённым светом или скрытой от глаз лампочкой.
Например, серия FLOW является продолжением моего поиска отражённого света. Поверхность цветка-отражателя стала идеальным рассеивателем для лампочки с зеркальным верхом.
Стиль
Я часто сравниваю свои ощущения от ламп из керамики и ламп из металла, которыми занималась раньше. Керамика, особенно ручной работы, излучает тепло и уют, а металл — холод и жёсткость. Это ещё один плюс в пользу этого материала. Керамика стала идеальным инструментом для самостоятельного воплощением моих идей.
Порой я будто отлетаю и наблюдаю со стороны, как просто и естественно формируется мой собственный стиль: без фальши, без попытки подстроиться под концепцию компании, без ограничений в цвете.
Стиль, к которому я сейчас пришла и вокруг которого, по сути, и крутятся все мои изделия — я определяю как «эмоциональный дизайн». Да, изделия функциональны, это для меня важно. Но при этом я интуитивно стремлюсь вызвать эмоции у зрителя: новой формой, необычной игрой света или цветом лампы.
Помимо серий ламп, я развиваю коллекцию подсвечников и декоративных изделий в виде переплетённых корней. Сперва это было просто желание попробовать новую «медитативную» технику лепки, где процесс поглощает, а материал сам подсказывает путь развития узора из переплетающихся корней. В итоге экспериментальная техника вылилась в целую серию со своей концепцией. Получился такой философский декор про истоки. А корни стали символом, напоминающем мне о роде, доме и стабильности.
На мой взгляд, пандемия скорректировала концепцию дома и домашнего уюта. Теперь это больше место для жизни, чем только для сна, завтрака и ужина. Я сама столкнулась с безликостью своего пространства и захотела придать ему человечности. Это тот самый персонализированный дизайн, в котором не обойтись без ремесленных изделий мастеров. Их уникальность делает интерьер особенным, а предметы рукотворного «эмоционального дизайна» добавляют в него ярких впечатлений.
Сейчас я нахожусь в начале нового жизненного этапа с новыми целями и устремлениями. Мечтаю об открытии собственной мастерской и запуске серийного производства своих основных коллекций ламп, при этом продолжаю тестировать новые идеи светильников. Внутри огромное количество идей, рвущихся наружу. И я верю, что мне удастся воплотить лучшие из них в жизнь. А предметы и лампы, созданные мной, будут радовать и создавать уют во многих домах.
Фото: Ирина Моругина, архив автора.
ПОЛИНА АРТАМОНОВА
Веб-сайт: polinaartamonova.com
Профиль на Ярмарке мастеров
artamonova.design
Предметный дизайнер и создатель бренда освещения и декора из керамики Polina Artamonova Design.