Прогулка — привычное для всех действие. Мы часто гуляем, чтобы отдохнуть или отвлечься от дел. Однако прогулка может быть не только досугом, но и инструментом исследования, позволяющим обнаружить новые места в неизведанных городах.
В рамках выставки «Точка 55.754630, 37.638530», которую до 3 июля можно посетить в галерее Граунд Солянка, создатели проекта показывают, как прогулка может стать художественной практикой и быть важной частью произведения современного искусства.
Две поездки из Нижнего Новгорода в область будут организованы в рамках выставки. Участники смогут ознакомиться со сайт-специфичной работой Владимира Чернышева, одного из художников выставки. Где ещё в Нижнем интересно гулять, дрейфовать и найти для себя что-то новое — расскажет один из кураторов проекта из Нижнего Новгорода Ангелина Ворона.
Дрейфы по улицам и дворам
Что вообще такое дрейф? Французский философ Ги Дебор в своей работе «Теория дрейфа» даёт ему следующее определение: «Дрейф — один из ситуационистских методов, который можно определить как технику быстрого прохождения через несколько различных сред. Понятие дрейфа неразрывно связано с осознанием явлений психогеографического характера и с разработкой созидательно-игрового поведения, всецело чуждого традиционным представлениям о путешествии.» *
Первые места, которые часто советуют посетить в Нижнем, конечно же, туристические: Кремль, Ярмарка, ул. Большая Покровская. Но сойдя с чёткого туристического маршрута по главным достопримечательностям города, можно найти много нового, интересного и по-другому раскрыть для себя Нижний. В этом и поможет техника дрейфа. Она заключается в свободном блуждании по городу без заданного маршрута. Для старта достаточно определить начальную точку прогулки-дрейфа и район, а далее смотреть больше вокруг, подмечать детали и замечать, как город своими знаками сам будет вас вести. Таких знаков в центральной части Нижнего предостаточно. Расскажем лишь о нескольких улицах, с которых будет интересно начать свой дрейф.
Улица Грузинская
Грузинская пересекает главную пешеходную улицу — Большую Покровскую. Начать дрейф можно как со стороны ул. Ошарской, так и со стороны так называемого студенческого мостика через Почаинский овраг. Главная особенность этой улицы — насыщенность и сосуществование объектов архитектуры различных стилей, домов в совершенно разных состояниях, так и множество граффити, надписей, которые встречаются почти на каждом фасаде. Прогуливаясь по Грузинке можно переместиться во времени, одновременно увидев и здания в неорусском стиле (здание Госбанка, арх. В.А. Покровский), архитектуру постмодернизма (например, здание «Лукойла», арх. В. Никишин, А. Рубцов, М. Седова или театр Комедия, арх. Ю.Карцев, А.Харитонов, В.Коваленко, В.Никишин, А. Степовой) и старые деревянные дома или полудомки, порой оставленные жителями в аварийном состоянии.
При дрейфе стоит не бояться уходить с привычной дороги, а, наоборот, идти в маленькие, на первый взгляд неприглядные, дворы, поскольку там и находится самое интересное. На задворках Грузинки можно обнаружить множество стрит-арта: как отдельные законченные композиции, так и мелкие брошенные надписи. Часть из них была выполнена в рамках фестиваля «Место», ежегодно проходящем в городе, что-то нарисовано в ходе проектов, направленных на консервацию объектов культурного наследия, а что-то выполнено случайно.
Район улиц Гоголя, Сергиевской и Нижегородской
Район этих улиц может стать началом интересного дрейфа. Во-первых, на них расположено множество старых усадеб, деревянных домов с резьбой, в которых до сих пор могут жить обычные жители. Блуждая от одного дома к другому можно понаблюдать, как в центре города старые домики соседствуют с новыми постройками, и увидеть, что в них ещё сохранилась жизнь. И, конечно, во дворах — множество стрит-арта. Стоит отметить, что рисунки на старых и исторических домах носят не вандальный характер, а, наоборот, сохраняющий. Они указывают на проблемные места в городе, старые и заброшенные объекты. С одной стороны граффити привлекает внимание к дому и его проблемному состоянию, с другой — помогает показать, что он нужен.
Квартал Церкви Трёх святителей (ул. Короленко, Славянская, Новая, Студеная)
Квартал исторических домов 19 и начала 20 века. В отличие от предыдущих рассмотренных улиц, большая часть зданий отреставрирована, и в них можно попасть внутрь.
В 2018 году в квартале проходил фестиваль О’город. Окно, в рамках которого произвели художественную консервацию зданий — на окнах домов художники создавали свои произведения, многие из которых до сих пор сохранились. С этого же года в квартале проходил «Том Сойер Фест», в рамках которого координаторы и волонтёры работали над восстановлением старых домов. Теперь же на этой территории действует проект «Заповедные кварталы», направленный на возрождение духа исторического района. Здесь будет интересно подрейфовать как в одиночку, так и с группой, посетив, например, иммерсивные экскурсии, выставки и события в рамках «Заповедных кварталов».
Улица Почаинская и Рождественская
Спускаясь по Почаинской к Рождественской во время дрейфа, стоит обращать внимание на задворки улиц и не проходить мимо них. Во дворах можно обнаружить как работы художников и их мастерские, так и новые культурные пространства. Спускаясь к Рождественской, трудно пройти мимо кафе и не заглянуть в какое-нибудь из них. Пройдя начало улицы можно сразу обнаружить галерею современного искусства «Futuro», которую за счёт старых интерьеров наполовину сгоревшего зала здания интересно будет посетить даже во время, когда там нет выставок. Заглядывая в окна домов можно обнаружить, что в зданиях расположены мастерские художников. Так, например, в одном из первых домов Рождественской уже из окон можно увидеть монохромные работы художников Your Mums Knight.
Проходя далее и заходя во дворы Рождественской, можно встретить случайную галерею работ. Так, в здании №22 работы расположены прямо в окнах дома.
Прогулки загород
Чтобы познакомиться с практикой нижегородских художников, порой нужно за черту города. Работа «Загородные практики» художника Владимира Чернышева, резидента студии «Тихая», представляет собой сайт-специфичные объекты, выполненные художником в заброшенном садовом массиве в пригороде Нижнего Новгорода. В первые годы работы художник наносил на бесхозные постройки изображения архаичных мультикультурных кодов, каждый из которых отсылал к едва считываемым мифологемам: арка, звезды, тень, радуга, бабочка и пламя. С 2018 года Владимир Чернышев совместил создание рисунков с работой над собственными объектами. В разные года появились инсталляции «Омут» (2018), «Монумент» (2019) и «Остановка» (2020).
«Загородные практики» представляют собой не столько корпус работ с объектами и рисунками, сколько процесс наблюдения за видоизменением сайт-специфик произведений, предполагающий прогулки и документацию в разные времена года. Чтобы увидеть работы в рамках выставки «Точка 55.754630, 37.638530» будут организованны две прогулки 18 и 25-го июня из центра Нижнего до проекта художника. Попасть на прогулку можно по регистрации на сайте.
Дрейфы у воды
Поскольку Нижний Новгород расположен на месте слияния Оки и Волги, то особыми интересными местами начала дрейфа и поиска интересных объектов могут стать набережные города, которых в Нижнем предостаточно.
Улица Черниговская и набережная у Оки
В 19 веке улица Черниговская называлась Благовещенской набережной. С одной стороны улицы расположены старые усадьбы 19 века (например, усадьба Кожевникова в кирпичном стиле, усадьба Вяхиревых в стиле русского классицизма), а с другой — просторы Оки. Пройдя дальше, под Метромостом, и подметив ещё несколько стрит-арт работ под ним, можно выйти на набережную, уже ближе к реке. Пройдя дальше, среди заброшенной чащи стоит посетить заброшенную Куйбышевскую водокачку, которая со временем стала в своём роде открытым музеем стрит-арта. На водокачке также организовывают экскурсии, однако интересно погулять там и самостоятельно, в спокойном режиме. Но дрейфовать там стоит аккуратно, смотреть под ноги, чтобы не попасть в яму.
Набережная Федоровского
После празднования 800-летия Нижнего Новгорода и благоустройства набережная Федоровского стала называться парк 800-летия. Правда, местные жители ещё не совсем привыкли и продолжают именовать по-старому. Помимо панорамных видов на город во время дрейфа можно найти что-нибудь интересное во дворах жилых домов у набережной, а также в природном ландшафте. Например, интересным опытом может стать прогулка по холмам, спуск по лесенкам прямо в овраг или дрейф по мостикам между склонами.
Верхне- и Нижневолжская набережные
Набережные считаются более популярными и туристическими. Особенно это касается летнего сезона и вечерних часов. Предлагаю совершить два дрейфа: утром и вечером, а потом сравнить впечатления. Они будут отличаться: в утренние часы открывается ясный вид на гладь рек, в вечернее время увидите закат. От Нижневолжской набережной удобно пройти к ул. Рождественская и продолжить дрейф там, а на Верхневолжской стоит обращать внимания на дома вдоль набережной. В некоторые из них, например, в музей усадьбу Рукавишниковых или недавно открывшийся Дом Архитектора, можно зайти и случайно попасть на выставку или мероприятие.
* Дебор, Ги-Эрнест. Психогеография / Ги Дебор. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 112 с.
Читайте также:
7 причин влюбиться в Нижний Новгород
Автор Ангелина Ворона
Куратор и архитектор. Закончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде, студентка магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве» МСИ «Гараж» и НИУ ВШЭ. Живёт и работает в Нижнем Новгороде и Москве.
Курирует выставку о прогулке «Точка 55.754630, 37.638530» в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка. Работала ассистенткой кураторов выставок «Уют и Разум» в Музее Москвы, «Музей искусственной истории» в Дарвиновском музее, принимала участие в подготовке материала стенда от Архива музея «Гараж» в рамках 10-ой Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow.