В 2019 году после выставки картин Гогена в Национальной галерее вышла статья Фары Найери «Не пора ли отменить Гогена?». «За что?» – спросите вы. За его сексуальные отношения с несовершеннолетней таитянкой.
Кураторы выставки решили приоткрыть завесу тайны и показать не только картины автора, но и рассказать о его личности. Биография художника действительно изобилует нелицеприятными фактами. Конечно, сложно отделять отношение к человеку и к его творчеству. Но давайте попробуем.
Некогда успешный брокер, Гоген оставил жену и пятерых детей без гроша в угоду своему увлечению живописью. Испытывая с детства, проведённого в Перу, непреодолимую тягу к тропикам и считая цивилизацию «болезнью», в 1891 году он бросил всё и уехал на Таити, где вступил в связь с несовершеннолетней девушкой, якобы взял её в жены и был таков.
Этот первый приезд художника на острова был очень продуктивным. Только за 1892 год Гоген создал 80 полотен. Спустя несколько лет из-за болезни он был вынужден вернуться во Францию (1893-1895 гг.). Общество по-прежнему не понимало и не принимало его творчество, поэтому спустя несколько лет, он снова уехал в Полинезию, но теперь уже навсегда. В 1903 году он умер там от сифилиса.
Кардинальная смена мест оказала влияние и на сюжеты, и на цветовую палитру работ художника. Цвета, которые он выбирал для своих картин, всегда были обусловлены местом, где он находился, людьми, с которыми он общался и женщинами, которых он любил.
До своей первой поездки на Таити в его картинах преобладали натуральные цвета и сочетания. Он писал портреты, пейзажи и натюрморты, используя коричневый, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный и голубой. Его стиль был похож на постимпрессионизм, некоторые работы напоминали почерк других авторов. Так, пейзаж «Фрукты» больше похож на работу Сезанна, что говорит о ещё не сформировавшемся собственном стиле художника.
В Пост-Авенском периоде появляются крупные цветовые пятна, цвета чистые, насыщенные. Для работ Полинезийского периода характерна нереалистичность цветовых решений, когда земля имеет красный цвет, деревья – синий, а небо – жёлтый. На картинах реальность сочетается с мистическими сюжетами, дополняет её, демонстрирует связь двух миров. Гоген всё чаще использует приёмы символизма, а позже примыкает к группе художников, работающих в технике клуазонизма, для которой характерны большие цветовые пятна в сочетании с объемными тёмными контурами.
В Россию работы художника попали благодаря коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину.
В столовой особняка Щукина висели 16 полотен таитянского цикла художника. Картины были приобретены им в 1904 году — через год после смерти живописца и за два года до того, как работы «дикаря» стали невероятно популярными после большой выставки гогеновских полотен в Париже.
Для своих коллекций Морозов и Щукин выбрали работы, в которых уже виден почерк мастера. Интересно, что цветовая палитра всех выбранных ими работ образует единообразную по стилевому и цветовому решениям коллекцию. В них используются жёлтые, зелёные и синие цвета, акцентным часто является насыщенный красный. Говоря о палитре художника, нельзя забывать и о его бедственном финансовом положении. Не имея возможности покупать множество разных красок, практичнее было рисовать теми, что остались. А какие цвета передадут дикость, природность и символизм лучше первичных?
Непростая история жизни художника не раз становилась сюжетом произведений других мастеров. Сомерсет Моэм написал роман «Луна и грош», прототипом главного героя которого стал Гоген. По событиям его жизни сняты фильмы «Жажда жизни» (1956 г.), «Гоген: дикарь и гений» (1980 г.), «Волк на пороге» (1986 г.), «Найденный рай» (2003 г.), «Дикарь» (2017 г.). Историю его пребывания на Таити мы узнаём из автобиографического очерка «Ноа, Ноа», в котором Гоген описывает простые события жизни аборигенов, многие из сюжетов которых легли в основу его полотен.
В 1965 году в Папеари был открыт музей Поля Гогена. В нём были представлены работы не только Гогена, но и других художников: Модильяни, Бюффе, К. Гордон-Камминг. С 2013 года музей закрыт на реконструкцию. По предварительным данным он начнёт функционировать в 2024 году.
Сейчас в России находится больше 30 картин Гогена. Часть из них представлены в экспозиции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, часть – в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
В Музее изобразительных искусств в Москве
В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Приятного просмотра!