Ваше сообщение успешно отправлено!

5 советских мультфильмов с психологическими диагнозами

На советских мультфильмах росли многие из нас. По мнению родителей они добрые, безобидные и учат только хорошему. На первый взгляд, это действительно так. Но подсознание потому так и называется, что накапливает информацию и принимает установки независимо от человеческого контроля. Разберёмся, что действительно происходило в советской мультипликации.

Общее для многих — буллинг

Нежелание играть с персонажем во дворе, скидывание грязной работы по дому на нелюбимую дочь, унижение младшего брата и оскорбления «Иванушка-дурачок» — такие сюжеты не раз мелькали в мультфильмах. Буллинг, травля, желание откреститься от изгоя общества присуще многим работам советского периода. Да, в конце концов справедливость торжествовала, но никто не говорит о психологической травме, с которой росли дальше эти персонажи. Всех прощали и шли дальше беззаботно? Вряд ли. В реальности ребёнок из подобных мультфильмов перенимает одну из сторон поведения: или ведёт себя, как властный задира, или становится козлом отпущения, который всё стерпит и проглотит.

«Дюймовочка»: гиперопека

Самая «прекрасная» пара этого мультфильма — сын и мать-жабы. Вместе отдохнут, чтобы не перетрудится, мамочка сына и накормит, и напоит, и невесту найдёт по одному его желанию. Воля других? Нет, не слышали. Главное, сделать так, чтобы кровиночка был счастлив. Только мать-жаба так и не поняла, как сын вырос и превратился в здоровую жабу, которая сидит на родительской шее. Но это и не его вина: в раннем детстве отпор он дать точно не мог, а потом привык, что за него всё сделают. Удобно, как все любят.

«Золушка»: деспотичная любовь

Не стоит упоминать, что Золушка страдала от ненормальных желаний своих родственников, но многие не видят, как на самом деле страдали её сводные сёстры. Стремясь сделать их жизнь лучше, мать проявляла ту же гиперопеку, не считалась с желаниями девушек, грезила о богатстве и славе за их счёт. Когда принц приехал мерить туфельку, на девушек было оказано физическое и психологическое давление, под которым им надо было буквально свернуть стопу вдвое, но влезть в размер. В оригинальной сказке мать отрезала дочерям пятку и пальцы, и Золушке приходилось примерять обувь, полную крови. Вот такая убийственная материнская любовь.

«Голубой щенок»: дискриминация гомосексуальных отношений

Мультфильм вышел на экраны в 1976 году и изначально не имел никакого сексуального подтекста. Немного позднее, в начале 80-ых, слово «голубой» приобрело значение «относящийся к гомосексуальной культуре», первоначально только в лексиконе закрытой гомосексуальной среды. Спустя несколько лет оно стало устойчиво ассоциироваться с гомосексуальной ориентацией. Юрию Энтину и другим создателям мультфильма неоднократно приходилось комментировать восприятие сказки в качестве своеобразного гимна толерантности. Тем не менее, фраза « Голубой, голубой, не хотим играть с тобой» и спустя 40 лет не теряет своей актуальности и используется как ругательство.

«Сказка о рыбаке и рыбке»: абьюз и стокгольмский синдром

Всё, чего хотела старуха, — власть и богатство, независимо от того, какими методами оно будет достигнуто. Её старик был лишь куклой по исполнению желаний. Дворец? Статус? Он слушал все её указания и передавал рыбке в надежде на исполнение, так как любил жену-манипулятора и не мог от неё уйти. Показать развод и уничтожение ячейки общество в советском мультфильме — no; учить тому, как пренебрегать чувствами родных, — yes. Что по итогу? Оба остались у разбитого корыта: старуха у реального, старик у ментального.

«Винни-пух»: клиническая депрессия

Ослик Иа — тот, кого жалели все. Подавленное состояние, непроходящая грусть, слабый физический тонус, сонливость, апатичность — скучный персонаж для весёлого мультфильма. Многие не любили его за отсутствие оптимизма, который лился из Винни-пуха. День в таком состоянии — нормально, даже пара дней допускается, но Иа находится в нём всю свою жизнь, в которой радость уж очень мимолетна. В реальности человеку с подобным набором симптомов лучше без промедления отправиться к психотерапевту, но мультфильм — всего лишь мультфильм, как думают многие.

Не стоит думать, что мультфильмы — это вселенское зло, и теперь их нужно запретить. Но относиться к ним серьёзнее, общаться с детьми о том, как они поняли смысл картины, как относятся к героям — то, что в руках родителей и старших товарищей.

Учусь на редактора журналов, заводов, газет, пароходов. Вкусно готовлю, вкусно пишу.


  • Аноним

    Золушка… как говорится, что ни сделаешь ради того, чтобы доча вышла за прЫнца. Там, кстати, и к принцу вопросики, бездельник на папиной шее

  • Аноним

    Почти все эти мультфильмы созданы на основе произведений не советских авторов, а писателей мирового уровня. “Золушка”, “Дюймовочка” Ганса Христиана Андерсена, “Винни Пух и все, все, все…” Алана Милна, “Сказка о рыбаке и рыбке” Александра Сергеевича Пушкина, “Голубой щенок” по мотивам сказки венгерского писателя Д. Урбана. Так что тезис, что это “происходило в советской мультипликации” считаю в корне не верным.
    Получается, что все описанные явления происходили в мировой литературе. Только смысл этих сказок не в буллинге и гиперопеке, а в том, что главные герои преодолевают трудности в своей жизни, учатся делать правильный выбор, идти к своей мечте несмотря ни на что. Смотря такие мультфильмы, ребенок видит РАЗНЫЕ модели поведения: вот такое может быть зло, вот такое может быть добро, вот так можно выйти из сложной ситуации. При этом советские мультипликаторы по моему мнению еще смягчили, сделали добрее и светлее основные сюжетные линии в этих произведениях. Если рассуждать в таком ключе, то Анну Каренину Толстого и почти все произведение Достоевского можно читать только клиническим психологам.

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Кино
3 фильма о профессиях, которые мы упускаем из виду
Маленькие люди, которые вносят большой вклад
Дизайн
Растениеводство — новая психотерапия
Как копание в земле избавляет от самокопания
Кино
Почему «Паприка» Тинто Брасса больше, чем просто обнажёнка
Вспоминаем скандальный фильм знаменитого режиссёра и ищем скрытые смыслы