Ваше сообщение успешно отправлено!

Тарковский: режиссёр, который придумал новый язык кино

Андрей Тарковский считается одним из самых влиятельных режиссёров в истории кино. За 25 лет карьеры он снял всего семь полнометражных фильмов, но по праву стал одним из настоящих мастеров кинематографа: каждая картина признана во всём мире художественным шедевром. 4 апреля великому мэтру исполнилось бы 90 лет — и тот факт, что его творчество всё ещё обсуждается и анализируется студентами, зрителями и даже другими кинематографистами, является доказательством важности его работ.

Откуда он брал вдохновение

Прежде чем понять влияние Тарковского на мировой кинематограф, нужно разобраться, кто же вдохновлял великого режиссера. Нет сомнений, что на его творчестве оставил след его горячо любимый отец — поэт Арсений Александрович. Об этом свидетельствует тот факт, что Андрей решил процитировать семь его стихотворений в фильмах «Зеркало», «Сталкер» и «Ностальгия». Можно даже утверждать, что весь подход Тарковского к кино исходит из стремления найти кинематографические эквиваленты тому, как письменная поэзия использует природу и пейзаж.

Кадр из фильма «Зеркало»

Тарковский и живопись

Второе по значимости влияние на Тарковского оказала классическая живопись. Картины повлияли на использование режиссёром пространства в кадре. Он часто стремился сгладить изображение и пространственно разделить содержимое кадра, беря пример с русской иконописи. Помимо этого, во многих его картинах прослеживалась любовь к искусству: мальчик с книгой произведений Леонардо да Винчи в «Детстве Ивана», Волхвы в «Жертвоприношении».

Такая любовь нашла отклик в творчестве режиссёров всего мира. Так, «Охотники на снегу» Питера Брейгеля цитируется не только в «Зеркале» и «Солярисе» Тарковского, но и появляется в  «Меланхолии» Ларса фон Триера. Датский режиссер даже посвятил российскому коллеге свою драму «Антихрист» и рассказал о влиянии «Зеркала» на его собственный кинематографический путь: «Я был загипнотизирован! Я видел этот фильм 20 раз. Это самое близкое, что у меня есть к религии — для меня он Бог. И если бы я не посвятил фильм Тарковскому, то все бы сказали, что я у него ворую».

Кадр из фильма «Жертвоприношение»

Это и неудивительно, ведь красота и философский подтекст в творчестве Тарковского до сих пор вдохновляет известных режиссёров: от Андрея Звягинцева и Кшиштофа Кесьлевского до кинематографистов нового поколения — маячащую тень мэтра можно наблюдать во многих современных фильмах. Ингмар Бергман однажды сказал: «Тарковский для меня величайший — тот, кто изобрел новый язык, верный природе кино, так как он запечатлевает жизнь как отражение, жизнь как сон».

Известность на весь мир

Его фильмы — это проявление собственных тревог, кружащихся красивыми узорами по экрану и подавляющих зрителей полным мастерством. «Сталкер» — последний российский фильм Тарковского, благодаря которому он стал всемирно известным советским кинематографистом. Картина вдохновила Джеффа Дайера на блестящую книгу «Зона» в 2012 году, а также серию видеоигр от первого лица.

Согласно опросу Sight & Sound 2012 года о лучших кинокартинах всех времён, не менее трёх его фильмов — «Зеркало», «Андрей Рублёв» и «Сталкер» — вошли в топ-30. А в 2018 году в список BBC «100 величайших фильмов на иностранном языке всех времен» вошли четыре его работы: к уже озвученным ранее работам добавился фильм «Солярис».

Для многих Тарковский даровал новый взгляд не только на кинематограф, но и на мир. Он по-прежнему остаётся источником бесконечного вдохновения — в его книге «Скульптура во времени» режиссёр объясняет созданные работы и свою теорию кино. До сих пор создается много проектов, связанных с фильмами режиссёра, а в Таллине даже можно совершить велосипедный тур по местам, где снималась одна из картин советского режиссёра.

 

 

Автор не по призванию, а для души. Люблю кино, литературу, искусство, моду. Посмотри на мир моими глазами — ты влюбишься в него.