В Москве в Центре Вознесенского представлена картина, веками считавшаяся утраченной, — «Аллегорический портрет» великого итальянского поэта Данте Алигьери, кисти флорентийского живописца XVI века Аньоло Бронзино (1532‒1533), придворного художника семьи Медичи.
В 2021 году работа была представлена в Эрмитаже, Метрополитен-музее, а постоянное место жительства картины — во Флоренции, в палаццо Веккьо. Картина является историческим наследием Флоренции, поэтому после любого путешествия по музеям она возвращается в палаццо Веккьо, кто бы ни был её владельцем. Работа была обнаружена в 1990-х экспертом Филиппом Костаманьей, и с того момента находилась в частной коллекции в Италии.
В «Жизни Понтормо» Джорджо Вазари называет заказчиком полотна богатого флорентийца Бартоломео Беттини. Работа выполнялась для убранства дворца во Флоренции и входила в цикл «Великие поэты Тосканы, воспевающие любовь», героями которого стали Данте, Петрарка и Боккаччо. Вероятно, список должен был быть продолжен, но этого не случилось, как собственно и нет подтверждения существования других картин из цикла.
Данте умер 1321 году, и Бронзино, не имея возможности воспроизвести точный облик, сделал нечто иное: он изобразил его надежды и думы. Картина трактуется в разных источниках по-разному, но в целом понятна её главная аллегория. На картине великий поэт предстает перед нами в узнаваемом облике из красного одеяния и держит большой манускрипт «Божественной комедии», раскрыв книгу на странице с текстом из песни XXV «Рая», где строки говорят нам о его желании возвратиться на родину из изгнания. Правой рукой Данте указывает на Флоренцию во тьме, об этом нам говорит купол Санта-Марии-дель-Фьоре. Под его рукой пламя ада, а в верхней части картины справа — темное небо постепенно осеняется лучами восходящего солнца, озаряющего чистилище и сферы небесного рая. Так, над Флоренцией восходит солнце, и наступает время рая, а Данте олицетворяет собой символ надежды.
Данную картину принято связывать с бурными политическими событиями, предшествовавшими её созданию в 1532–1534-х гг. В 1527-м году флорентийцы изгнали Медичи и восстановили республиканское правление. После нескольких кровопролитных сражений и многомесячной осады Флоренция вернулась во власть Медичи. После окончательного падения Республики самые пылкие её сторонники были вынуждены покинуть город, и образ Данте выступает в роли изгнанного республиканца, сердечно тоскующего по родине.
«Аллегорический портрет Данте» — безусловная доминанта проекта, но помимо нее в экспозиции будут представлены редкие издания XVI–XX веков из фондов Библиотеки иностранной литературы. Среди них: политическая карта Италии времен Данте, созданная как путеводитель по «Божественной комедии», «Божественная комедия» 1502 года легендарного издателя Альда Мануция, комментированные издания «Божественной комедии» XVI века, библиофильский сборник иллюстраций и переводов Данте на различных языках народов мира начала ХХ века, а также иллюстрированные издания переводов Данте на русский.
Куратор проекта — Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В рамках выставки пройдет публичная программа — экскурсия и беседа о книгоиздании 27 января, презентация книги — 16 февраля.
Выставка «Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте»
https://www.voznesenskycenter.ru/
Москва, Большая Ордынка, 46, стр. 3
с 21.01.2022 — 20.02.2022