Ваше сообщение успешно отправлено!

Я отведу тебя в музей: выставки’2022

Куда сходить и что посмотреть в московский музеях в первое полугодие 2022

Планы музеев во всем мире сейчас более оптимистичные, чем год назад, до наступления события, чье имя мы не называем). Давайте посмотрим, какую культурную программу нам готовят на первое полугодие 2022 и какие перенесенные вернисажи все же состоятся.

Мы составили список выставок, на которые нам хотелось бы попасть. Более полные планы — на официальных сайтах музеев.

Выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» в Центральном Манеже

15 января — 15 апреля

на сайт проекта

Фото Елены Каратун

Если вы, как и я, не фанаты, рекомендую посмотреть этот проект с точки зрения исследователя. Меняются эпохи, а Виктор Цой остается актуальным героем не только для наших родителей, старших братьев и сестёр, но и для тех, кто родился после его трагической гибели. Обещают сквозь призму музыки, кино, поэзии и изобразительного искусства раскрыть феномен Цоя и показать его как художника андеграунда.

В экспозиции представлены рисунки и картины Виктора, как ученические работы, так и холсты позднего периода, а также большое количество личных вещей: гитары, черновики, письма, фотографии-полароиды, сценические костюмы, различные поделки, предметы обихода, документы, авиабилеты и многое другое.

«Мумии древнего Египта. Искусство бессмертия» в ГМИИ имени А.С.Пушкина

28 февраля – 31 мая

на сайт музея

ГМИИ, зал искусства древнего Египта

Впервые за 20 лет в ГМИИ пройдет полномасштабная выставка, посвященная культуре древнего Египта, в центре которой находились представления о посмертном бытии. На выставке будет представлено более 400 экспонатов, связанных с погребальными практиками и заупокойными культами: Большая часть артефактов впервые предстанет перед широкой публикой. Это все, что имеет отношение к «посмертной жизни» древних египтян: мумии и мумифицированные останки, саркофаги, погребальные пелены, фаюмские портреты и маски, произведения скульптуры и малой пластики, фрагменты гробничных рельефов, памятники декоративно-прикладного искусства. Уникальная особенность экспозиции в том, что она представляет не только музейные экспонаты, но и самые последние результаты научных исследований.

«Авангард: на телеге в XXI век» в Музее русского импрессионизма

3 февраля — 22 мая

на сайт музея

Ольга Розанова, “Валет червей”

Реконструкцию масштабной экспозиции авангардного искусства, забытой в Вятской губернии сто лет назад. Да, да! Буквально забытой.

Вернисаж обращается к послереволюционному времени, когда молодая советская власть активно сотрудничала с авангардистами и видела в них движущую силу для продвижения идей коммунизма. В октябре 1921 года на третью передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии привезли более 300 произведений из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Беспрецедентный по числу и составу работ смотр должен был продолжиться в других городах губернии. Через месяц шедевры на телегах отправили в соседний город Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы они были оставлены в местном музее и забыты почти на 100 лет.

Гриша Брускин. «Смена декораций» в Новой Третьяковке

3 марта – 25 июля

на сайт музея

Гриша Брускин. «Смена декораций». 2017. Courtesy of the artist

Проект художника Гриши Брускина (род. 1945) «Смена декораций» — исследование того, как рождаются, бытуют и превращаются в руины культурные, исторические и идеологические мифологии. И как руины в свою очередь становятся истоком новых мифологий. Художник создает декорации современности, используя древнюю метафору Theatrum Mundi (Театр Мира), где новая эпоха разрушает былые империи и цивилизации, сносит памятники и стирает память, унифицирует мировую сценографию, формирует новую антропологию, выводя на сцену новых героев.

Выставка подобна театру застывших декораций и представляет собой анфиладу, состоящую из девяти залов-сцен, сквозь которые зрителю предстоит совершить путешествие. В своих произведениях Брускин поднимает темы взаимоотношений человека и социума, индивидуума и власти, памяти коллективной и личной, взаимодействия современного человека с культурными и религиозными традициями.

«Обогащенная ретроспектива» Лидии Мастерковой. Музей GARAGE

16 марта — 24 июля

на сайт музея

Лидия Мастеркова. Композиция с арбузом. 1962. Холст, масло. Tsukanov Family Foundation

Ретроспектива Лидии Мастерковой (1927–2008) — художницы, которая продолжила традиции «амазонок авангарда», вернув в советское искусство практики беспредметности начала XX века. Наравне с произведениями Лидии Мастерковой в экспозицию войдут работы её старших подруг Ефросиньи Ермиловой-Платовой (1895–1974) и Евы Левиной-Розенгольц (1898–1975), нашедших собственные траектории к абстрактному искусству.

Анне Имхоф. Музей GARAGE

5 апреля – 13 июня 2022

на сайт музея

На выставке будут показаны новые работы обладательницы «Золотого льва» 57-й Венецианской биеннале немецкой художницы Анне Имхоф, создающей сложные полифонические ситуации, которые живут в пространстве музея и вне его и включают в себя музыку, человеческое тело, художественные объекты и архитектуру. Частью выставки станет перформативный проект, который развернется в Музее «Гараж» и Парке Горького.

«Автопортрет и портрет художника». Музей русского импрессионизма

9 июня — 2 октября

на сайт музея

Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет.

Летом музей обратится к жанру портрета, который на рубеже XIX–XX века переживал новый этап развития в русском искусстве. Выставка с рабочим названием «Автопортрет и портрет художника» предлагает проследить, как изображает себя сам художник и каким он представляется современникам — живописцам, графикам, скульпторам. В экспозицию войдут работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Бориса Григорьева, Владимира Татлина, Николая Милиоти и других художников.

«Атанор. Котёл алхимика». Галерея искусства стран Европы и Америки. ГМИИ имени А.С.Пушкина

14 марта – 22 мая

на сайт музея

Выставка-исследование незрительных способов восприятия, в центре внимания которой будут находиться редукция и мультисенсорное переживание эстетического опыта. Проект работает с метафорой слепоты и ослепления. Будут представлены работы художников  Лоррена, Рембрандта,  Пикассо, Эдуара Пиньона, Ханса Хартунга.

Идея проекта возникла в результате работы куратора с незрячими посетителями Пушкинского музея.

«Аксели Галлен-Каллела. Северная сага». Государственная Третьяковская Галерея, Инженерный корпус

14 апреля – 14 августа

на сайт музея

А. Галлен-Каллела. Триптих «Легенда об Айно».1891. Атенеум

Аксели — родоначальник и крупнейший мастер финского национального романтизма. В живописи в 1880-е годы Галлен-Каллела начинал как талантливый реалист — жанрист и пейзажист; в первой половине 1890-х он открыл для себя образный мир символизма. Мировую известность художник получил благодаря своим произведениям на сюжеты карело-финского эпоса «Калевала» в 1890–1900-е годы. Несмотря на то, что его работы не сразу были поняты, так как казались слишком смелыми и «декадентскими», они оказали влияние на развитие русской школы живописи рубежа веков. Экспозиция будет дополнена произведениями русских мастеров, представленными в диалоге с работами Галлен-Каллелы. Всего в состав выставки войдут около 200 произведений живописи и графики из 14-ти музеев Финляндии и России, а также финских частных собраний.

Индия! New Art. *Современное искусство Индии. Новая Третьяковка

27 мая – 18 сентября 2022

на сайт музея

Ранбир Калек. Auroboros. 2009.
Фото: RANBIR KALEKA / rkaleka.com

 

Впервые не только в России, но и в мире показ масштабной ретроспективы актуального индийского искусства. На выставочной площадке будут демонстрироваться произведения всех самых важных представителей современного художественного процесса: Мриналини Мукерджи, Субодхы Гупты, Амара Канвара, Шилпы Гупты, Аниты Дюбе и Аниша Капура. Всего в состав выставки включены работы более 80 мастеров.

Работая в самых разных техниках, используя возможности новейших медиа, художники и художницы обращаются к богатым духовным и культурным традициям своей страны. Главной особенностью большинства представленных работ является их масштаб: эффектные пространственные и видеоинсталляции вызывают сильные эмоциональные переживания. Полнота, заключенная в этих произведениях, и их пластическая объемность отражают величие и культурное разнообразие легендарной Индии.

В состав экспозиции войдут произведения из зарубежных музейных и частных собраний, в том числе из крупнейшей в мире коллекции современного индийского искусства — частного Музея Киран Надар (Нью-Дели).

«Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» в ГМИИ имени А.С.Пушкина

27 июня  – 30 октября 

на сайт музея

В.А. Серов. Портрет Ивана Абрамовича Морозова

С сентября 2021 года морозовская коллекция представлена в парижском Фонде Луи Вюиттон (Fondation Louis Vuitton), где за два месяца работы её посетило уже более 450 тысяч человек. Выставка знаменует продолжение культурных связей между Россией и Францией и сотрудничество таких крупных музеев, как Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственная Третьяковская галерея. Одновременно с выставкой коллекции братьев Морозовых в Москве Эрмитаж откроет выставку произведений из собрания Сергея Щукина, на которой будут представлены шедевры из коллекции ГМИИ имени А.С.Пушкина.

Редактор рубрики «Искусство». Пишу о прекрасном


Еще статьи этого автора

Жизнь
Подкаст с куратором выставки «Исчезнет или превратится» Ксенией Диодоровой
Ксения Диодорова поделилась поделилась мыслями о значении выставки на стыке антропологии и искусства
Путешествия
Что есть в Чечне: кухня вайнахского народа 
Как только ступаете с трапа самолёта на чеченскую землю, вас отовсюду приветствуют плакаты «Марша
Жизнь
Подкаст «Как это Porusski». Сирия. Путь в Дамаск
Этот разговор необычный, а все потому, что Анна наполовину сирийка.
Жизнь
Выставка «Петров-Водкин. Ломакина. Стихия Крым» в музее Москвы
Тандем учителя и ученика в лице Кузьмы Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной.