Ваше сообщение успешно отправлено!

«Купе №6»: финский взгляд на Россию конца 90-х

Фильм финского режиссера Юхо Куосманена «Купе №6» вошел в шорт-лист номинантов премии «Оскар» и взял Гран-при на Каннском фестивале. Роуд-муви с Юрой Борисовым в главной роли покорил критиков и никого не оставил равнодушным. Разбираем, как картина смогла взбудоражить сердца зрителей по всему миру. 

Когда фильм теплее книги

«Купе № 6» — это адаптация романа финской писательницы Росы Ликсом, за который автор получила литературную премию «Финляндия». Сюжет книги содержит много глубинных смыслов. За основу взят собственный опыт писательницы. Всю дорогу главной героине приходится взаимодействовать с жестокими людьми. В книге мужчина 40-50-ти лет много рассказывает о своей жизни с криминальным прошлым, что делает сюжет более напряжённым и опасным. Таким образом, роман предстаёт читателю одновременно красивой историей и настоящим кошмаром. 

Экранизация романа получилась гораздо теплее книги. Фильм рассказывает о студентке-археологе Лоре. В побеге от собственных чувств к «парню Ирине», она отправляется в Мурманск, чтобы увидеть петроглифы. В поезде героиня встречает попутчика Лёху, вместе с которым ей предстоит совершить долгую поездку и узнать себя. 

Живые герои, знакомые каждому

В киноверсии финская героиня Лора менее робкая, героя зовут иначе, и он значительно младше, но Куосманен умело изменил акценты. Авторы фильма скорее вдохновлялись книгой, нежели пытались в точности перенести её на экраны, поскольку это было невозможно и совершенно бессмысленно. Стереотипная маска персонажей с течением фильма уходит, и зритель влюбляется в самих героев. 

Картина раскрывает множество проблем: от тех, что лежат на поверхности, до более глубоких. Переживания тех, кто когда-либо ездил или задумывался о поездке в одиночестве, принятие своих корней и себя, человеческое сближение людей. Чем ближе герои подъезжали к Мурманску, тем более тёплыми становились их чувства друг другу. Хотя Лора и была разочарована увиденными петроглифами, в финальном кадре она кажется счастливой. Ведь в итоге герои получили больше: они стали людьми, которые полностью принимают друг друга.  

 

Ностальгия — как главный тренд современного кино

Хотя основная оптика фильма финская, его многое связывает с Россией: маршрут поезда «Москва-Мурманск», российские создатели картины, а также Юра Борисов, исполняющий главную роль. Режиссёр Юхо Куосманен в своей картине показывает страну с теплотой и любовью. Такое отношение откликается и у зрителей. Русских не показывают с искажённой стороны, не выпячивают какие-либо пороки. Все стереотипные взгляды о народе отсутствуют, а главный акцент фильма сделан на увлекательной поездке, в которую стоит отправиться. Главный тренд кино последних лет — ностальгия. Этот фильм не стал исключением: действие разворачивается в 90-е годы, а лейтмотивом фильма выбрана популярная в СССР песня «Вояж, вояж».

Картина получила множество восторженных рецензий со всего мира. Его даже сравнивают с произведениями Чехова. Критиков покорила пронзительная игра главных героев, неподдельная искренность и простота сюжета. Актер Юра Борисов завораживает взгляды своей мощной харизмой, которая не оставляет равнодушным никого. А необычная внешность и мягкие черты лица молодой исполнительницы Сейди Хаарлы надолго врезаются в память. 

До того, как фильм попал в шорт-лист премии Оскар, он уже успел завоевать ряд наград и любовь зрителей. Несмотря на показательную скромность, картина получила Гран-при жюри на Каннском фестивале и была трижды номинированы на 34-ой премии Европейской киноакадемии. Кажется, сам Юхо Куосманен не ожидал такого эффекта. До этого он снял единственный фильм «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», который также получил награду в Каннах. Получит ли картина «Оскар» пока неизвестно, но в историю кинематографа она уже точно вошла.

Автор не по призванию, а для души. Люблю кино, литературу, искусство, моду. Посмотри на мир моими глазами — ты влюбишься в него.


Еще статьи этого автора