Ваше сообщение успешно отправлено!

«ГЭС-2»: не музей, а Дом культуры

Гремящая культурная новость столицы — «ГЭС-2» открыт

4 декабря в Москве открылся Дом культуры «ГЭС-2» — новое культурное пространство в здании бывшей городской электростанции на Болотной набережной. Здесь располагаются выставочные залы, библиотека, концертный зал, а также магазины, рестораны кафе, детская площадка.

Дом культуры — новая постоянная площадка фонда V—A—С в России. Фонд основали в 2009 году Леонид Михельсон и Тереза Иароччи Мавика. V–A–C стремится создавать условия для развития интереса к культуре и пониманию искусства. С 2017 года постоянным пространством фонда было здание Палаццо Дзаттере в Венеции.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Daniel Annenkov (@daniel_annenkov)

Задача «ГЭС-2» — познакомить людей с современным искусством. Дом культуры занимает здание бывшей городской электростанции, построенной в 1904– 1907-м году на Болотной набережной по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. Проектом реконструкции было максимально сохранить исторический облик здания и превратить его в новую городскую площадку.

«Искусство, архитектура и наука нуждаются в демократизации. Всё, что раньше было под замком, теперь стало доступным. Когда-то университет представлял собой обнесённое стенами аббатство; сегодня университетские кампусы сливаются с городом. Оперные театры и концертный залы рады широкой публике, а не только любителям и ценителям классической музыки. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. И как храмы, они открыты для каждого».

Ренцо Пиано, архитектор RPBW

Анна, архитектора компании Renzo Piano Building Workshop, рассказала о процессе работе над зданием:

«Я работала над этим проектом 5 лет, мои коллеги — 6. Это был удивительный процесс. Когда мы пришли сюда, то обнаружили заброшенное индустриальное здание, безусловно, имеющее огромный потенциал для развития и для реконструкции. Поначалу нам не верилось, что это возможно, и даже думали оставить всё как есть. Это была сложная задача, но в итоге, как мы считаем, нам удалось достичь гармонии и установить правильный диалог с существующим историческим зданием и привнести в него ту новую концепцию, которую мы хотели передать городу и каждому жителю. Основные ключевые аспекты проекта —  это открытость, доступность, прозрачность.

Находясь на центральной платформе, мы можем повернуться на 360 градусов, и мы всегда будем видеть какой-то элемент города. Мы видим рощу с одной стороны, с других — канал, Ударник, Петра I. Сделать его максимально прозрачным, открытым и доступным для всех — это основная как идеологическая, так и архитектурная задача. 

Стеклянная кровля — ключевой элемент проекта. Мы хотели, чтобы свет струился, и попадая сюда, создавал ощущение легкости, свободы. Для того, чтобы это реализовать, нам потребовалось 5 тыс. кв. м остекления.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Дом культуры «ГЭС-2» (@2ges2)

Над остеклением расположены солнечные панели, которые позволяют вырабатывать до 10% электроэнергии ГЭС-2, и также они являются рассеивающими экранами. Так как отчасти ГЭС-2 выполняет функцию музея, здесь нельзя позволить полностью естественное освещение. Поэтому солнечные панели фильтруют свет, и только около 20 процентов попадает уже в «ГЭС-2».

Мы подходили к проекту реконструкции с большим уважением и очень тщательно изучали каждую деталь, пытались найти свой конкретно язык к каждому элементу. Все исторические конструкции — фермы, колонны — это сохранённые конструкции изначального «ГЭС-2», которые мы усиливали для того, чтобы они могли выдержать новые нагрузки стеклянной кровли (например, снеговую нагрузку), а также соответствовали нормам. Они усиливались прямо на своей проектной отметке — высоте 20 метров. Это ювелирная работа, которую наверное мало кто может себе представить, но она позволила нам сохранить исторические конструкции в своем первоначальном виде — совершенно прекрасном.

Весь процесс реконструкции ГЭС-2 очень сложен с точки зрения инженерных решений. В частности для того, чтобы добавить дополнительные уровни под землей, нам пришлось буквально подвесить здание и провести сложную инженерную работу по переопиранию существующих исторических стен на новые фундаменты с помощью свай. Порой было даже страшно подходить к зданию, потому что мы видели, что оно буквально держится на ножках. 

Сейчас можно спуститься на -1 этаж и увидеть результаты этого труда.»

Кинотеатр «ГЭС-2 Кино» ежедневно показывает фильмы для самых разных зрителей: фестивальные новинки и премьера российского проката. Специальные сезонные программы предлагают по-новому увидеть культовые картины, познакомиться с малоизвестной классикой со всего мира. Зал рассчитан  на 290 мест, большинство фильмов идут на языке оригинала с субтитрами.

В библиотеке хранятся книги, собранные по рекомендациям кураторов и участников художественных и просветительских программ Дома культуры. Собрание постоянно пополняется.

Программа«Святые Варвары» на ближайшие годы состоит из пяти сезонов и посвящена трансформации, которую пережила российская культура за последние три десятилетия.

Первый сезон называется «Санта-Барбара» и продлится около полугода (до 13 марта 2022 года). Почему такое название? Первую серию американской мыльной оперы в России показали 2 января 1992, и так совпало, что стартовал сериал практически сразу после распада СССР, и для многих россиян сопровождал почти каждый вечер самого бурного десятилетия в истории страны. «Санта-Барбара» так прижилась, что в какой-то момент стала именем нарицательным.  Подзаголовок сезона «Как не поддаться колонизации» предлагает поразмышлять, насколько образы и картинки из сериальной реальности плотно вошли в нашу жизнь. Как можно выстроить диалог с западной культурой на равных позициях, не теряя собственного голоса.

Программа «ГЭС-2» на эти полгода включает в себя три основных проекта. Первый из них – масштабный перфоманс «Санта-барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона», созданный специально для Дома культуры. Здесь под руководством приглашённого исландского художника профессиональная съемочная команда из России будет в течение трёх месяцев переснимать по одному эпизоду одноимённой мыльной оперы в день в режиме реального времени.

Второй проект – групповая выставка «В Москву! В Москву! В Москву!», кураторами которой выступили Рагнар Кьяртанссон и Ингибьорг Сигурьонсдоттир. Избранные произведения Рагнара представлены вместе с работами художников, с которыми он сотрудничал, и тех, кем он восхищается. Выставка включает и работы начала 20-го века, и новые произведения, созданные специально для неё.

Третий элемент программы – мультиформатная выставка «Я моторы гондолы разбирали на части. Карнавал в четырёх действиях». Участники проекта — молодые российские художники. Он состоит из выставки, рэйва, Siri серии серии стендап-выступлений и уличной танцевальной процессии. Все части проекта затрагивают разные аспекты карнавальный культуры в современной России.

Дом культуры «ГЭС-2» и фонд V-A-C расширяет пространство культуры: реализует проекты вне дисциплинарных границ и участвует в разработке нового языка современных культурных процессов.

Вход в «ГЭС-2» свободный, но на некоторые мероприятия требуется регистрация или билет. Публичные пространства открыты для всех, сюда можно зайти с коляской, едой и напитками (но только безалкогольными). Для велосипедов перед зданием есть специальная парковка, а скейты и самокаты можно сдать на хранение в гардероб.

Зарегистрироваться для посещения «ГЭС-2»: https://v-a-c.lastick.ru/events

Редактор рубрики «Искусство». Пишу о прекрасном


Еще статьи этого автора

Искусство
Культура
Укротившая драконов. Интервью с писательницей Лиззи Блу
В 2023 году писательница Лиззи Блу выпустила свою дебютную книгу «Укротившая драконов» с издательством
Искусство
Татьяна Копылова: художница, которая пишет Жизнь
Татьяна Копылова является членом Творческого Союза Художников России и членом АДДИ. Её работы выставлялись
Искусство
Художник Оскар Шторм представил свою коллекцию картин «Зов Беспредельного»
Коллекция, рассказывающая о медитативном состоянии человека и стадиях внутренней трансформации
Образ жизни
Подкаст с куратором выставки «Исчезнет или превратится» Ксенией Диодоровой
Ксения Диодорова поделилась поделилась мыслями о значении выставки на стыке антропологии и искусства