«Он сверкнул и погас подобно молнии, но творческая энергия была затрачена… Для нас остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности. Тех миров, которые видел он, мы еще не видели».
Александр Блок
Обладавший невероятным талантом, художник оставил огромное наследие. Врубель работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных ремёслах, рисовал эскизы театральных костюмов и создавал декорации.
Всё созданное мастером до 1890 года было хоть и авангардно, но вполне укладывалось в представление современников о живописи. Работы позднего периода подвергались критике и даже стали ходить слухи о безумии Врубеля, которые, к сожалению, впоследствии подтвердились.
В юные годы Михаил Врубель, сын польского офицера, потерявший мать в возрасте трёх лет, только осваивал живопись в Императорской Академии.
Ранний успех и первое любовное потрясение пришли к Врубелю сразу после окончания Академии. Тогда же произошел громкий скандал, связанный с крупным заказом.
Врубель получил заказ от знаменитого искусствоведа и мецената Адриана Прахова. Роспись фресок Кирилловской церкви в Киеве XII века стала отправной точкой развития художника. Во время работы он гостил в доме и общался с Праховым и его женой Эмилией. Именно её лицо Врубель изобразил на иконе «Богоматерь с младенцем». Публика была возмущена тем, что лицо жены спонсора оказалось на иконе, но сделать ничего уже было невозможно. Прахов догадывался о том, что чувства молодого художника к его супруге отнюдь не дружеские, но за гениальность многое прощалось.
А ведь выходки случались самые экстравагантные! Он являлся в гости с выкрашенным носом и заявлял, что женщины красят лица, а мужчины — носы! Он мог взять у заказчика аванс за недописанную работу, спустить всё до копейки в кабаке, а картину закрасить или просто выбросить. Со временем чудачества стали выглядеть опасно, и друзья начали переживать за здоровье художника.
В 1890 году он презентовал своего первого Демона.
«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый».
Фигура Демона возвышенна и печальна одновременно. На фоне изображены предположительно горы Кавказа. Особый драматический эффект создан за счёт использования мастихина — металлического инструмента, делающего мазки плоскими и неоднородными. Композиция построена так, что зажатый между краями полотна образ усиливает ощущение несвободы Духа. Затем были созданы ещё две монументальные работы из серии, последнюю из которых он закончил в 1902 г., будучи нездоровым.
В 1896 г. всё, казалось бы, наладилось в жизни Врубеля: участвуя в постановке «Царевна Лебедь», он из-за кулис услышал волшебный голос Надежды Забелы. И… тут же сделал ей предложение! Татьяна Любатович — напарница Забелы по опере «Гензель и Гретель» — представила Врубеля как «человека экспансивного, но вполне порядочного». Надежда, мало знакомая с Врубелем, узнала от общих друзей о его странностях: пристрастию к алкоголю, кутежу и экстравагантных выходках. Что не помешало ей дать согласие на брак! Но просто так соглашаться Надежда не хотела и поставила условие. Михаил Александрович должен написать её портрет, который бы ей понравился. Врубель был настроен решительно и вскорости представил на суд возлюбленной целых три портрета!
Надежда была обескуражена таким напором, и вскоре они венчались в Крестовоздвиженском соборе Женевы. До конца жизни они любили друг друга, Надежда была его опорой и музой, а Михаил Александрович, в свою очередь, лично делал для жены костюмы и сценический грим.
Спустя пять лет брака случилось почти чудо: наконец-то появился на свет первенец, которого назвали Савва. Молодые родители (Врубелю слегка за 40) не могли нарадоваться и обожали сына! Михаил Александрович даже на время забросил свои чудачества и стал заботливым отцом для Саввы Михайловича. Однако домашний образ жизни оказался в тягость великому Мастеру и он начал впадать в депрессию, из которой так и не вышел.
В это время он дописал своего «Демона поверженного». Самая далёкая от реальности и драматичная картина серии. А может быть и всей жизни.
Психиатр Бехтерев поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии — третичный сифилис).
Врубель был буйным, страдал манией величия. В начале апреля 1902 года Михаил Александрович попал в психиатрическую лечебницу. До августа к нему не пускали жену и сестру, так как он буянил, рвал одежду и нуждался в присмотре. В сентябре Врубеля перевели в клинику Сербского, где ему стало лучше.
Во время лечения его друзья Бенуа и Дягилев устроили выставку 36 работ, чтобы доказать публике, что художник вменяем и переменить мнение о нём, как о «безумном декаденте».
А в 1903 году случилось несчастье: после выписки из клиники, накануне отъезда в Киевскую губернию в имение В. фон Мекка — коллекционера и друга семьи — заболел Савва. Внезапное обострение за несколько дней унесло жизнь малыша. По свидетельствам, Надежда после этого хранила молчание, а Михаил Врубель был деятельным и пытался ободрить супругу. Несмотря на потерю, они поехали в Киев и остановились у фон Мекков. Спустя некоторое время у Врубеля случилось обострение. Его снова поместили в клинику. В этот раз всё было иначе: меланхолия, галлюцинации и попытки суицида. Врач настаивал, что Врубелю необходимо продолжать работать. Всё это время Надежда была рядом, отказалась от многих спектаклей и пела только для мужа в его палате. Когда в 1904 г. Врубеля в очередной раз выписали, выяснилось: голос Забелы-Врубель настолько пострадал от перенесенного горя, что петь в опере она уже не сможет…
А сам Михаил Александрович тем временем стал популярен. Он нём много писали, говорили и демонстрировали работы.
На выставке 1905 г. одной из самых обсуждаемых стала картина «Жемчужная раковина».
С февраля 1905 г. Врубель начал угасать на глазах: вернулись психозы, галлюцинации, «голоса». Он снова был помещён в клинику. К 1906 году состояние стало улучшаться, но катастрофически падало зрение. Он чувствовал, что уходит, и в минуты просветления писал всё новые работы. В том числе знаменитый портрет Брюсова, на котором поэт изображен статным и вдохновенным.
Последние годы Михаил Александрович провёл окружённый заботой сестры и жены. В периоды просветления он жаловался на болезнь и с удовольствием слушал поэзию. В феврале 1910 г. Врубель намеренно оставил открытым окно и простудился. Накануне смерти он сказал ухаживающему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день его тело для прощания было выставлено в Академию художеств.
Такую яркую жизнь прожил художник Михаил Александрович Врубель. Наполненную любовью и страстями, не дававшими покоя ему до самой смерти.
Был ли его талант порождением этих страстей? Или и без них, в покое и домашнем уюте, он творил бы столь же ярко? Этот вопрос остаётся открытым. Но теперь, зная об этой невероятной жизни, вы сможете, я уверена, посмотреть на его работы новым взглядом. Поэтому призываю посетить выставку “Михаил Врубель” в Новой Третьякоке.
Выставка продлится до 8 марта 2022 года.
Читайте еще: «Где искать Врубеля в Москве»
Автор: Анжела Гофман
Эстет, автор лекций по искусству, коллекционер кофейных чашек