В Третьяковской галерее тихо и почти незаметно открылась выставка одного из самых известных и одновременно загадочных русских художников — Алексея Венецианова.
Пространство, свет и тишина — идеальное название для показа его живописи, сотканной из светоносных объёмов, цветного, как будто припылённого воздуха и бесподобных пауз.
Хрестоматийные крестьяне (чаще крестьянки и дети), жанровые сценки и портреты соседей — так мы представляем наследие Венецианова со школьной скамьи. Но только в залах, где собрано более 80 работ художника и его учеников, этот хрупкий и тонкий мир начинает говорить более отчётливо, не заглушаемый яркими высказываниями знаменитых современников.
На его тихое, иногда робкое звучание надо настроиться, позволить своим сбитым ритмам замедлиться и отойти на дальний план. А стереотипам о закрепощённых крестьянах помолчать и позволить нам незашоренным взглядом узнать не безликий «народ» из лозунгов, а эти гармоничные, полные достоинства и грации, увиденные восхищёнными глазами художника лица. Крестьян, занятых своим размеренным трудом или задумчиво позирующих, соседей-помещиков, живущих в своих маленьких райских садах, дочерей с нежным румянцем, жены в роскошном крестьянском наряде, который поспорит своей пышностью с любым бальным платьем.
Алексей Венецианов не только умел смотреть на своих моделей взглядом любви, но и взрастил его в учениках, чьи работы очень уместно дополняют картину этого идиллически-гармоничного мира.
Звенящие своими упоительными паузами пейзажи Григория Сороки, удивительно мудрый автопортрет 17-летнего(!) Алексея Тыранова, суховатые, но такие чистые семейные портреты Евграфа Крендовского, сияющие светом и теплом интерьеры Капитона Зеленцова рассказывают историю «трудов и чистых нег» лучше любого документального исследования. Возможно, живопись — не достоверный исторический источник, но она, может быть, нечто гораздо более драгоценное — отпечаток идеалов, настроений и устремлений эпохи. Здесь женский образ обязательно уподобляется античной нимфе, а единение с природой возведено в культ. Это романтизм очень камерного звучания, очень личного переживания и очень тёплого внутреннего настроя.
Венецианов первым обращается к теме смерти — нет, не гибели Александра Македонского или Лукреции, — а к мирной и безмятежной кончине молодой барышни, окружённой опечаленными крестьянами. Здесь нет ни картинного пафоса, ни рвущего душу надрыва. Это смерть как неотъемлемая и гармоничная (да, именно гармоничная, потому что неизбежная) часть жизни. Как и сцена отправления молодого человека в рекруты. Испуг новобранца, скорбь близких, ободрение опытного солдата — всё объединено мягким примиряющим светом и размеренным ритмом народной песни.
События похожи на смену времён года. Одинаково прекрасны ангелоподобный младенец, ясноглазая девочка, полнокровная кормилица и сморщенная, как печёное яблоко, старушка.
С автопортрета, открывающего выставку, на нас смотрит очень скромный, умный и увлечённый человек средних лет. Выходец из бедной семьи то ли купца, то ли мещанина, он смог купить небольшое имение. Почти самоучка без академического образования брал уроки у В. Л. Боровиковского и получил звание академика живописи за портрет К. И. Головачевского, будучи чиновником Лесного департамента.
Слухи приписывают небогатому помещику внебрачных детей от его крепостных моделей, но достоверно мы знаем только то, что Венецианов очень горевал, когда в 1831 году потерял супругу, и сетовал, что двум дочерям, вступающим во взрослую жизнь, именно сейчас так нужна женская забота и поддержка.
Одержимый идеей воспитания молодых талантов из народа, он деятельно участвовал в судьбе учеников, работы которых выставлял вместе со своими в Академии художеств.
И до конца жизни увлечённо писал деревенских венер и диан, любуясь гармонией бликов и силуэтов, вылепливая из хрупких дробных линий своё пространство, наполненное светом и тишиной. В это живое, тонкое и целительное пространство мы все можем войти и надышаться, если найдём в себе смелость снять шоры стереотипов и подчиниться его неспешному, мягкому, какому-то эпическому ритму.
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи продлится до 6 февраля 2022.
Ольга Полуэктова
Искусствовед, журналист и основатель арт-клуба WiseArt.
Рассказывать об искусстве, искать и находить новые смыслы, обсуждать их вместе с учениками и единомышленниками, отвечать на миллион волнующих вас вопросов — моё самое любимое занятие.