То, что выставка «Правдивая ложь» в ГМИИ им. А.С. Пушкина — это остро и социально значимо, вы почувствуете с порога.
Искусство Ксении не предназначено для наслаждения. Это, по крайне мере, не главная его задача. Скорее, это искусство для осмысления современных проблем общества.
На полотнах художницы преобладает женский мир. Такое женское царство, в котором мужчины присутствуют скорее фигурально, как объект участия, однако в главной роли всегда женщина и её переживания.
Женщины на картинах Хауснер, в первую очередь, личности: настоящие, сильные, живые, со своими болями и шрамами… Они далеки от канонической идеализации образов, свойственных художникам прошлых эпох. Героини наделены чувствами дальше спектра положительных, у них есть эмоции другого плана и свои проблемы. Смысл и посыл образов считываются легко, исходя из вашего собственного жизненного бэкграунда. У художницы нет заготовленных трактовок, тут важнее эмоциональный заряд полотен и ваше личное восприятие, ваша личная призма.
Времена единоличного созерцания «нежных созданий» прошли и в ближайшем цикле 100-150 лет не вернутся. Пришло время поговорить о современных Венерах. И в этом случае современное искусство способно приносить и боль.
Когда-то на Парижском салоне Эдуард Мане показал свою «Олимпию», которая стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства. В картину плевали в прямом смысле. Все потому, что прекрасная «Олимпия» была проституткой, а это для традиционного общества невозможно. Проститутка попросту не может являться объектом услады для глаз с полотна. Явить жрицу любви в приличном обществе — какая дерзость!
Мане не преследовал цель «хайпануть», он просто увидел изменение мирового контекста и искал новую действительность для отражения.
Очень условно с этого момента визуал стремительно меняется, и сейчас нас не удивить душевными проблемами, изливающимися с полотен. Искусство сегодня – способ отражения трендов современного общества, существующих процессов и огласки проблем. Кто сказал, что такое искусство обязано быть красивым в традиционном понимании?
Эстетика – больше не единственный критерий искусства.
Темы работ Ксении Хауснер — это и близость, и отчужденность, страх, сексуальность, депрессия. Манера живописи узнаваема: яркие краски, широкие мазки и монументальный формат полотен. Все это в сумме создаёт ощущение резкости, дерзости, усиливает остроту сцен.
Хауснер использует для своих картин образы реальных людей, но в сконструированных ситуациях. Это своего рода сценическая постановка, но разве от этого теряется смысл? Соцсети пестрят постановочными фото якобы реальной жизни, смешивая понятия правды и неправды. Получается что-то вроде правдивой лжи, которую зритель определяет по-своему.
Личное мнение
Каждая картина очень личная для зрителя… Как говорится, «красота в глазах смотрящего», в случае данной выставки уместнее – «боль в глазах смотрящего у каждого своя».
Полотна Хауснер настолько говорящие, что от них становится откровенно тяжело, они придавливают. Покидая зал, вы точно не забудете эту художницу, унося с собой впечатляющий багаж из раздумий и переживаний.
Я не планировала писать эту статью, однако все увиденное получило такой мощный отклик внутри, что держать в себе стало небезопасно J
Этот материал – мой личный акт осмысления проблем современности, озвученных в полотнах Ксении Хауснер.
У вас есть время составить личное мнение до 16 января.