Государственный музей Востока представляет персональную выставку заслуженного художника России Анатолия Прокопьевича Щетинина «Неотпитая чаша», Монгольский Алтай.
Такое красивое название вернисаж получил благодаря Н.К. Рериху. В своей статье «Монголия» Николай Константинович сравнил эту страну с «неотпитой чашей»: «Когда-то приходилось писать о неотпитой чаше. Такая же неотпитая, но сокрытая чаша и сейчас находится перед нами». Волею случая экспозиция Анатолия Щетинина примыкает к мемориальному кабинету Рериха в музее Востока.
Почему это важно
Выставка проводится в рамках празднования 100-летия установления дипломатических отношений между Россией и Монголией. Мало кому известно, но именно Монголия была первой страной, официально объявившей о поддержке Советского Союза после начала Великой Отечественной Войны. Население Монголии к 1944 году, согласно переписи, достигло 759,1 тыс. человек, что совсем немного для такой обширной территории. И вот этот небольшой по численности народ оказал, кажется, невозможно огромную поддержку большому соседу: около 500 тыс. монгольских лошадей — выносливых животных — использовали в качестве тягловой силы, поскольку грузовиков не хватало. «Неприхотливая монгольская лошадь дошла до Берлина рядом с советским танком», — писал в воспоминаниях генерал Плиев. Помимо лошадей Монголия поставляла в Союз овчину, из которой шили офицерские полушубки, плюс большими партиями поставлялась шерсть для изготовления солдатских шинелей. В СССР шли эшелоны с поставками продовольствия и мяса, которым славится регион.
В современное время Монголия незаслуженно забыта как государство-сосед, подставивший плечо СССР в тяжелейшие годы.
Алтайские горы пролегают на стыке двух стран. Можно сказать, что именно здесь встречаются два государства. Всё это бескрайнее пространство носит общее название «Алтай», что на тюркском наречии означает «Золотая гора». Восхищенный этой чудесной землёй, художник выплеснул на палитру все краски природы. Живопись Анатолия Щетинина всецело передает ощущение чистоты, света и радости. Это своего рода живопись счастья, к которой можно отнести и творчество Моне, изменившее жизнь Анатолия Прокопьевича после посещения Парижа в 1974.
Живопись Анатолия Щетинина всецело была посвящена красотам Алтая на протяжении практически 40 лет. За эти годы появились десятки пейзажей и портретов.
На своих полотнах художник изображает всю дикую и местами необузданную мощь природы, её чистоту. Здесь присутствуют изумрудные бурные реки, заснеженные склоны и вершины, бескрайние степи и уютные юрты.
Я призываю вас посмотреть на пейзажи художника, как на портрет… Всмотритесь, вы видите? Это смотрит на вас монгольская душа, изображенная глазами художника. А какими вам кажутся пейзажи Анатолия Щетинина? Сильными и суровыми или же чистыми и кроткими, словно вода горной реки?
Традиционно Монголия относится к тем немногим азиатским обществам, в которых у женщины были права и большие обязанности.
Женщине в Монголии отводилась важная роль. Тяжёлая степная жизнь подразумевала труд женщины наравне с мужчинами, а если глава семьи уходил на войну, то женщина полностью управляла хозяйством.
С «Портрета монголки» на нас смотрит изящная молодая девушка. С одной стороны, это народный женский портрет в традиционном платье и головном уборе. Но с другой стороны, её взгляд, положение рук, волевой подбородок нам явственно говорят о пылком нраве, жарком сердце. О том, что в случае необходимости монгольская женщина может справиться со всеми трудностями наравне с мужчиной. Такой сильный дух монголов был сложен столетиями кочевой жизни.
Вернисаж проходит с 23 сентября – 21 ноября 2021 г. Москва, Никитский бульвар, д. 12а.