Ваше сообщение успешно отправлено!

Искусство казанского шамаиля в музее Востока

Этой осенью Государственный музей Востока распахивает двери выставки «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»

Выставка приурочена к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, на ней представлены ранее неизвестные миниатюры исламских рукописей из коллекций Москвы, Казани, Новосибирска и Ялты, а также татарские, индийские и пакистанские шамаили с изображением Мекки и Медины из коллекции Музея Востока, казанских собраний и Фонда Марджани.

«Образы святынь» поражает не только количеством участников и экспонатов (около сорока предметов), но и сложной организацией, поскольку достаточно сложно договориться с каждым учреждением, собрать воедино.

Светозарная Медина. Печатный плакат. Пакистан. Лахор. 1950-е

 Все представленные работы отражают своеобразие изобразительной традиции в искусстве Ислама и эстетическое единство.

Почему исламское искусство — это важно

Искусство — очень тонкий, чувствительный инструмент. С помощью искусства человек обращается к наиболее волнующим темам, выражает горести, боли и радости, моменты счастья, увековечивает события и даже создает будущее.

Изучение традиционного мусульманского изобразительного искусства стирает границы и шероховатости в пространстве современного мультикультурного общества, тем самым улучшая климат в многоконфессиональном государстве.

Мекка и Медина — священные города для мусульман, которые хотя бы раз в жизни должен обязательно посетить каждый мусульманин, согласно исламской традиции. Это уникальные объекты культурного, исторического, духовного и архитектурного наследия, с которыми могут ознакомиться все желающие.

Выделяют три группы изображений Мекки:

Первая — это топографические изображения Каабы — планы в паломнических путеводителях.

Вторая группа — художественная. Книжная иллюстрация к поэтическим произведениям.

Третья — «символические» изображения на коврах и чашах.

В отдельном зале представлен фильм с документальной съемкой и фотографии Мекки 100 лет назад, что представляет огромный исторический и архитектурный интерес.

Преодолевая культурный барьер

«Как западный человек могу сказать, что Россия для Европы по-прежнему плохо знакомая территория, определяющаяся через разные клише», — директор фонда V-A-C, дома культуры ГЭС-2 Тереза Мавика.

В культурном разрезе для россиян мир исламского искусства также неизвестен и недоступен, как и для многих иностранцев — русский человек. Все мы не раз слышали о лаптях, балалайке и медведе, не одобряем такой образ русского человека и работаем над национальным имиджем.

Изображения Мекки и Медины для мусульман невероятно важны, как и для  другой конфессии объекты паломничества. Выставка «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства» в музее Востока — возможность окунуться в эту традицию и снять некоторые клише относительно исламской культуры.

Музей Востока — своего рода оазис, поскольку в Москве не так много объектов культурного наследия мусульман, где москвичи и россияне могли бы в полной мере познакомиться с миром исламского искусства.

Выставка проходит с 10.09.2021 — 17.10.2021 в главном здании музея на Никитском бульваре.

Государственный музей Востока с присущим Востоку радушием и гостеприимством  приглашает окунуться в загадочной мир Исламского искусства.

Редактор рубрики «Искусство». Пишу о прекрасном


Еще статьи этого автора

Искусство
Культура
Укротившая драконов. Интервью с писательницей Лиззи Блу
В 2023 году писательница Лиззи Блу выпустила свою дебютную книгу «Укротившая драконов» с издательством
Искусство
Татьяна Копылова: художница, которая пишет Жизнь
Татьяна Копылова является членом Творческого Союза Художников России и членом АДДИ. Её работы выставлялись
Искусство
Художник Оскар Шторм представил свою коллекцию картин «Зов Беспредельного»
Коллекция, рассказывающая о медитативном состоянии человека и стадиях внутренней трансформации
Образ жизни
Подкаст с куратором выставки «Исчезнет или превратится» Ксенией Диодоровой
Ксения Диодорова поделилась поделилась мыслями о значении выставки на стыке антропологии и искусства