Слово «подкаст» в наши дни стало настолько распространённым, что его используют в самых разных сферах жизни. Зачастую это происходит без понимания смысла термина, что только сильнее запутывает людей и формирует далёкие от реальности представления о явлении. Так, недавно вышедший в Центре им. Мейерхольда спектакль «Мерцание» имеет подзаголовок «спектакль-подкаст» только потому, что в постановку включён элемент интерактивного взаимодействия один на один. Это характерно только для части разговорных подкастов, а не для подкастов вообще.
Так что же такое подкаст на самом деле? Попробуем разобраться.
Что в имени тебе моём?
Термин «подкаст» появился в 2004 году от слияния английских слов “iPod” (в данном случае имелась в виду не конкретная марка, а личный аудиоплеер в принципе) и “broadcast” (транслировать). Единственное отличие подкаста от радио- или телевизионной передачи в том, что это контент, напрямую транслируемый на ваше личное устройство.
Да, это ВСЯ разница.
Подкаст — не жанр и ни в коем случае не формат общения людей. Это изобретение, давшее независимым создателям и творческим объединениям прямую дорогу к слушателю или зрителю. С технической точки зрения ничего стильного-модного-молодёжного в этом нет: подкасты просто отвязали подачу информации от программной сетки вещания. Интересно, что в английском языке слово «подкаст» без уточнений и приставок имеет отношение только к аудиоформату; на русском подкаст может быть и снят на видео.
Стоит подчеркнуть, что подкасты далеко не всегда являются профессиональными коммерческими проектами. Для того, чтобы показать своё детище миру, достаточно зарегистрироваться на одной из платформ, обеспечивающих трансляцию. Это могут быть Google Подкасты, Apple Podcasts, Яндекс.Подкасты, YouTube, Acast или даже Вконтакте или Telegram. В последнем вполне можно как вести голосовые чаты в реальном времени, так и выкладывать аудио или видео для подписчиков того или иного канала.
О многообразии видов
Большой плюс специально «заточенных» под подкасты приложений — встроенный поиск и система рекомендаций. Разумеется, ничего действеннее принципа «сарафанного радио» пока не придумали: чаще всего слушатель находит подкаст по совету кого-то из друзей или упоминанию в прессе. Тем же, кто хочет сориентироваться в мире подкастов самостоятельно, просто нужно знать, что искать.
Если попытаться обобщить и грубо разделить подкасты на категории, то мы получим всего две: импровизационные и постановочные. Всё последующее разделение происходит по тематике контента (политика, наука, здоровье, развлечения…) и формату подачи информации.
Вам нравится слушать о том, как ведущий передачи что-то обсуждает с приглашённым экспертом, известным гостем или соведущим? Вам нужны разговорные подкасты. Чаще всего в них велик элемент импровизации; часть подобных подкастов записывается «вживую», иногда даже перед реальной аудиторией. На русском языке разговорные подкасты составляют абсолютное большинство, поскольку этот контент создать проще всего. Разумеется, «проще» в данном случае подразумевает техническую сторону: нужен достаточно интересный собеседник или тема, в идеале — и то, и другое. Среди примеров стоит отметить подкаст актрисы Варвары Шмыковой и театрального критика Павла Руднева «В своём репертуаре» или подкаст про изобразительное искусство с говорящим названием «Зачем я это увидел?»
Вам интереснее, когда что-то рассказывают на чётко заданную тему? Это тоже разговорный подкаст, но идущий по жёстко прописанному сценарию или плану. Здесь чаще присутствует не формат интервью или ток-шоу, а лекции и журналистские расследования. Один из специфических поджанров, встречающихся в таком формате — «тру крайм» (англ. «настоящее преступление»), призванный анализировать громкие, зачастую нераскрытые дела. Среди русскоязычных примеров — подкаст «Дневники Лоры Палны», занимающийся исследованием поведения серийных убийц. Из более «мирных» подкастов в том же формате стоит упомянуть «Радио Арзамас» и их циклы лекций по культуре и искусству или видеолекции портала N+1.
Вам ближе художественные произведения? Тогда вам нужен формат аудиодрамы, и можем вам только посочувствовать: на русском языке их ничтожно мало. Это один из самых сложных в производстве видов подкастов. Он требует хорошего технического оснащения, грамотного сценария и команды актёров, способных реалистично отыгрывать эмоции одним только голосом. Ближе всего к такому формату хорошо забытый жанр радиоспектаклей. Важно понимать, что речь здесь о продуманных с точки зрения драматургии произведениях, а не просто о читке художественного текста. Что-то подобное на русском языке сейчас делают исключительно редкие проекты вроде «Стереотеатра», да платформа Storytel; последняя, правда, называет это «аудиосериалами».
Самый редкий для русскоязычного сегмента жанр подкастов — импровизационные художественные произведения. В природе существуют полностью сымпровизированные аудиодрамы, но на русском языке речь чаще идёт о сыгранных «под запись» партиях настольных ролевых игр.
В качестве заключения нельзя не упомянуть формат аудиокниги. Одним из первых в жанре аудиокниги как подкаста стал проект «Модель для сборки», изначально транслировавшийся в ночном радиоэфире. В рамках постепенно «переехавшего» в Интернет проекта профессиональный артист зачитывал короткие фантастические произведения под фоновый диджейский сет электронной музыки.
Выбор редакции
Чтобы не оставлять вас без конкретных примеров, мы составили подборку из пяти подкастов, которые слушают у нас в редакции. В алфавитном порядке, разумеется.
Проект Андрея Аксёнова рассказывает о начале ХХ века в личных, ироничных, динамичных историях. «Революция, секс и панк-рок в Российской империи» — исчерпывающее описание, передающее дух подкаста. Даже если вы не интересовались историей раньше, «Закат империи» не даёт шансов остаться равнодушным.
Подкаст портала КиноПоиск — разумеется, о кино. В самом широком смысле слова. Здесь обсуждают не только новинки кинопроката или хиты стриминговых сервисов, но и дают глубокий анализ фильмов и комплексный взгляд на кинокритику.
Это не просто аудиоверсия просветительской платформы Arzamas.academy. Контент внутри «радио» разделён на лекторий с полноценными курсами на отдельные темы и собственно подкасты. Выбрать что-то одно при этом затруднительно: разброс тем огромен, от лингвистики до искусствоведения.
Независимый проект о жутком в культуре – не «тру крайм», не лекции в полном смысле слова, а именно аналитика параллелей между реальным пугающим и его проявлениями в искусстве. Если вам интересно знать, в чем связь между рассказами М.Р. Джеймса и ядерной семиотикой, или всегда хотелось представить, как видит мир кальмар-вампир, – это для вас.
Подкаст обо всём, что мешает нам жить спокойно. Иронично, что подкаст о страхах сам по себе не страшный. Даже самые неожиданные и жуткие истории, которые обсуждают создатели подкаста, скорее дают почву для размышлений, чем наводят ужас. «Я боюсь» – о том, как быть с собой честным и разобраться в том, чего, собственно, мы боимся.