Ваше сообщение успешно отправлено!

Роберт Фальк. От авангарда до забвения

О жизни, любви, славе и творчестве художника

Декабрь 1962 года запомнился советской интеллигенции и в особенности художникам-авангардистам. Сам Никита Сергеевич Хрущев посетил выставку студии профессора Элия Белютина «Новая реальность» Московского отделения Союза художников СССР. В выставочном зале «Манеж» разразился скандал: «Что мы вот с этой мазней пойдем в коммунизм?». И под горячую руку Первого секретаря попала картина «Обнаженная» Фалька.

«Я бы, например, сказал тем людям, которые увлекаются всякого рода мазней, не рисуют, не создают картины, а буквально мажут их: вы, господа, говорите, что мы, видимо, не доросли до понимания вашего искусства. Нет, мы, наш народ понимаем, что хорошо, а что плохо» – гнев и возмущение Хрущева были настолько эффектными, что породили в народе анекдоты, в которых «Обнаженная» Фалька стала «Обнаженной Валькой».

Фальк Р.Р. Обнаженная в кресле. 1922–1923

Все мы знаем, что Никита Сергеевич не славился безупречным художественным вкусом. Его реакция на авангардистов заставила их понервничать, ожидая ареста. Однако крики остались криками, а художники – на свободе. Роберту Фальку не угрожало ни то ни другое. Он умер за 4 года до описываемого события.

Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в семье юриста, где увлечение изобразительном искусством не расценивалось как серьезное занятие. Ему прочили карьеру музыканта, и в 16 лет он даже готовился к поступлению в консерваторию. Однако решимость стать художником была сильнее. В 1905 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у знаменитостей – В.А.Серова, К.А.Коровина, А.Е.Архипова, Ап.М.Васнецова, Л.О. Пастернака. Там же Роберт познакомился с сокурсницей Елизаветой Сергеевной Потехиной. Девушка была родом из старинной дворянской семьи, и родители не одобряли неравного брака дочери с Фальком. Несмотря на запрет и разные вероисповедания, молодые поженились в 1909 году. Перед венчанием Фальк крестился, приняв имя Роман, но после революции вернулся к прежнему имени. В историю он вошел под именем Роберт.

Молодой Фальк испытывал на себе воздействие многих веяний. Период 1905-1909 годов он находился под влиянием импрессионизма и постимпрессионизма.

Фальк Р.Р. Лиза в розовом. 1909

В 1910 году в МУЖВЗ Фальк оказался в числе студентов, которых исключили за бунт против авторитарных методов преподавания.

Он поехал в путешествие по Италии, где изучал работы известных мастеров.

В 1910 году в декабре открылась скандально известная выставка «Бубновый валет». За несколько недель до мероприятия просто повесили афишу на Торговый дом Левинсона. Название вызывало ассоциации с мошенничеством, игрой в карты, было провокационным. Выставка соответствовала ожиданиям публики: картины висели в 4 ряда и, казалось, совершенно хаотично располагались: спорили между собой своей непохожестью. Провокация удалась: на следующий день современники назвали выставку «пощечиной общественному вкусу», а консервативная пресса откровенно ругала художников.

Через год после выставки возникло сообщество художников раннего авангарда «Бубновый валет». Здесь считали современное им искусство слишком тривиальным, отрицая академизм и реализм, и дерзко и демонстративно осваивали тенденции европейской живописи в своем стиле. В творческой биографии Фалька это был самый радикальный период.

«В этот период любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. Теперь мне кажется, что я изживал в то время мои детские впечатления от сундучка и одеяла кухарки».

Автобиография. Роберт Фальк.

Фальк Р.Р. Пристань. Серый день. 1911

Живопись Фалька раннего периода называют «лирическим кубизмом». Кубизму в изобразительном искусстве характерны простые элементы, угловатость, деформация форм. В своих работах мастер использует кубистические приемы не для реализации нового для российской живописи стиля, а как способ передачи настроения и состояния, стремится, по его словам, «сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность».

Он много путешествовал по Крыму. Натурщицей во время написания картины «Обнаженная. Крым» (1915) была Любовь Попеску, женщина замужняя и, несмотря на бурный роман с Фальком, не планирующая разводиться с мужем.

Фальк Р.Р. Обнаженная. Крым. 1916

В 1916 году у Фалька и Потехиной родился сын Валерий, и это делает отношения супругов теплее. За 10 лет семейной жизни с Елизаветой Сергеевной художник написал более 15 её портретов.

Фальк Р.Р. Солнце. Крым. Козы. 1916

Художественная группа «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» просуществовала вплоть до 1917 года, после чего распалась, но осталась в истории искусства как одно из самых ярких явлений.

После революции 1917 года Роберт Фальк получил признание и известность. Он вел активную преподавательскую деятельность в Государственной свободной художественной мастерской (ГСХМ), ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе (ныне МГАХИ им. Сурикова); был деканом факультета живописи. Желающих учиться у мастера было так много, что студенты устраивали конкурс между собой.

Фальк Р.Р. Дама в красном. 1918

В 20-е годы Фальк постепенно отходит от идей кубизма и демонстративности, придает всё большее значение цвету. Его живопись становится тоньше, сосредоточенней, в его работах читается погружение в себя.

Самое драматичное полотно этого периода – «Красная мебель» (1920), угловатая и даже агрессивная. Художник писал эту картину в непростое для него время. Фальк проходил лечение в психоневрологическом санатории в Покровском-Стрешневе, и там он принял решение разорвать наконец брак с Елизаветой Сергеевной Потехиной.

Фальк Р.Р. Красная мебель. 1920

В 1920 году Фальк познакомился на этюдах в Бахчисарае с художницей Кирой Алексеевой, дочерью знаменитого режиссера Константина Станиславского. Они поженились, и у них родилась дочь Кирилла, ставшая впоследствии известным переводчиком на французский язык русских стихов и прозы.

Спустя два года брак с Кирой Алексеевой также распался. Фальк увлекся своей ученицей на курсе ВХУТЕМАС Раисой Идельсон и вскоре женился на ней.

Фальк Р.Р. Женщина в белой повязке. 1922–1923

В 1928 году он с супругой отправился в командировку в Париж для изучения французской классической живописи. Художник много работал, но также увлекался женщинами и встретил там Любовь Попеску. Через год Раиса Идельсон вернулась в СССР – по официальной версии – ухаживать за больным отцом. С Фальком она сохраняла теплые отношения и переписывалась много лет.

«Парижское десятилетие» (1928–1937) считают одним из самых плодотворных периодов в творчестве художника. Фальк возвращается к импрессионизму, он пишет Париж таким, каким его непривычно видеть на картинах: воздушный, но вместе с тем пасмурный город, пронизанный одиночеством и тоской.

Фальк Р.Р. Место под застройку. 1934

В 1930-х годах сын Фалька Валерий приехал к отцу. Они работали вдвоем: ездили на этюды, участвовали в выставках. Фальк снимал чердак отеля «Сенат», где в студенческие годы жил Поль Сезанн. Благодаря знакомствам в кругах эмигрантов из России у художника появились заказы и достаток.

Прожив в Париже 10 лет, Роберт Фальк вместе с сыном в 1937 году вернулся в СССР в самый разгар сталинских репрессий. Фальки избежали ареста или даже расстрела благодаря заступничеству бывшего тестя Константина Станиславского, а также дружбе с известным советским летчиком, героем Советского Союза, Андреем Юмашевым.

А в 1937 году художник познакомился на своей персональной выставке с искусствоведом, переводчиком Ангелиной Васильевной Щекиной-Кротовой. Фальку было 53 года, а ей – 29, девушка была из семьи потомственных дворян. Вскоре они поженились и поселились в мастерской Фалька, в мансарде в Доме Перцова на Пречистенской набережной, которую ему помогли получить его друзья.

Фальк Р.Р. В белой шали (А.В.Щекин-Кротова). 1946-1947

В 1938 году Фальк с женой уехал в эвакуацию сначала в Башкирию, а затем в Самарканд.

Фальк Р.Р. Золотой пустырь. Самарканд. 1943

В 1943 году на войне погиб сын Фалька Валерий. Это известие художник получил уже по возвращении в Москву.

В послевоенные годы Союз художников решил, что творчество Фалька не вписывается в соцреализм, а значит, картины художника «не представляют никакой ценности». В руководстве Академии художеств строго следили, чтобы творчество «чуждого советскому человеку» Фалька не покупали и не выставляли.

В 1949 году Фальк встретил Майю Левидову, дочь своего знакомого писателя Михаила Левидова, погибшего в Гулаге. Художник не просто проводил много времени с новой музой, они путешествовали, принимали гостей. Однако развод у жены Ангелины Щекин-Кротовой он не просил.

С заработками у художника стало совсем туго: спасали частные уроки живописи. У него обучался живописи пианист Святослав Рихтер. Иногда покупал картины друг Фалька Илья Эренбург, а также коллекционер Георгий Костаки.

Весной 1958 года состоялась его последняя прижизненная небольшая персональная выставка в Московском союзе художников. Роберту Фальку был 71 год, и он тяжело болел после перенесенного инфаркта. Осенью он скончался в больнице на руках Майи Левидовой.

Фальк Р.Р. Автопортрет в красной феске. 1957

«Последнюю работу Фальк написал за год до смерти. Это автопортрет «В красной феске». Это как бы итог жизни, полной тревоги, печали, страданий человека трудной, но не сломавшей его судьбы».

Ангелина Щекин-Кротова, «Лирические комментарии к Выставке Роберта Рафаиловича Фалька»

В течение жизни Роберта Фалька его произведения не были представлены в экспозициях музеев страны и оставались вне поля зрения широкой публики. Его официальная жена Ангелина Васильевна Щекин-Кротова после смерти художника посвятила себя сохранению и популяризации творческого наследия Фалька. Помогала организовывать персональные выставки, опубликовала ряд статей о творчестве Роберта Рафаиловича, подарила многие работы Фалька музеям.


Выставка «Роберт Фальк»

22 декабря 2020 – 11 апреля 2021

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39-42

Третьяковская галерея представила масштабную выставку выдающегося живописца, классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров объединения «Бубновый валет», знаковой фигуры времен Оттепели – Роберта Рафаиловича Фалька. Экспозиция собрала лучшие произведения художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Это первая крупная ретроспектива мастера.

Основатель и главный редактор журнала Porusski.me


Еще статьи этого автора

Жизнь
CYBERPUNK PORUSSKI
Вечеринка на пятилетие журнала
Жизнь
Наши фильмы о космосе
О людях и достижениях, которыми мы до сих пор гордимся
Жизнь
Человек не должен оставаться один на один с системой
Как вы можете помочь тем, кого задержали
Жизнь
Все в музей, а вы на каток
Катки Москвы: цены, прокат и локации