Попадать в чарты – это всегда приятно и почётно. Но есть несколько чартов, объединённых одним известным на весь мир журналом, попасть в любой из которых фактически равно всеобщему признанию.
В своей прошлой статье я рассказывал про «Грэмми», вскользь упомянув организаторов – RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний). Помимо церемонии наград её главной функцией является сертифицирование и авторские награждения в музыке. Иными словами, кто сколько продал и заработал. На этих цифрах базируется один из самых известных чартов в мире – BillBoard.
Изначально журнал об индустрии развлечений США, который в первой половине 20 века писал обзоры на торговые ярмарки, цирковые выступления и бурлеск-шоу, ко второй его половине полностью сфокусировался на музыке. И всё из-за удачного решения в 40-е годы ввести еженедельные музыкальные чарты, основанные буквально только на одной характеристике – количестве проданной музыки, сертифицированной RIAA.
В 1958 году впервые появился чарт Billboard Hot 100 – сотня самых продаваемых песен за неделю. И буквально меньше чем за десятилетие он и Billboard 200 (то же самое, только для альбомов и в количестве 200 штук) стали главным индикатором популярности и успешности в индустрии музыки.
Спустя полвека появилось ещё почти два десятка разных чартов – жанровые (Rock/R&B/Dance), «этнические» (Latina, K-pop, Canadian), религиозные (sic!), итоговые листиклы (за год, за десятилетие), даже есть отдельный чарт для рекордсменов, которые слишком часто возвращаются в списки (например, пинкфлойдовский «Dark Side of the Moon» на декабрь 2020 года суммарно появлялся в еженедельном Billboard 200 в-голову-не-умещающиеся 954 раза).
Взлёт популярности и значения этих чартов неразрывно связан с тем, как рок-н-ролл завоёвывал планету в 60-х, поэтому большинство рекордсменов «Билборда» «играют на гитарах». А вот в чартах «кто сколько больше раз» на данный момент большинство музыкантов из 21 века, что неудивительно. С появлением стриминга теперь слушатели «голосуют» не только, так скажем, рублём (точнее, долларом), но и простым тапом по экрану телефона. Потому на данный момент дольше всех на первом месте «горячей сотни» – аж целых 19 недель – был Lil Nas X со своим ковбойским хип-хопом «Old Town Road». При этом на 17-й неделе он обошёл прошлого рекордсмена родом из 2017 года – всеми глубоко обожаемого и ни разу не надоевшего «Despacito».
Соответственно, многих до сих пор смущает то, что раньше чарт состоял из песен, которые люди посчитали достаточно хорошими, чтобы купить. Сейчас же главное – заставить людей нажать и послушать трек (фактически бесплатно). То есть, хайп > качество. При этом ветераны этих же самых чартов уверены в том, что индустрия скорректирует себя, и, скорее всего, через несколько лет в фаворе будет музыкальность и артистизм. В любом случае все полувековые изменения подхватывались журналом на лету и быстро приводились в работающий формат.
К примеру, в 21 веке Billboard, скорее всего, лучше всех справился с интеграцией в новый мир интернета и стриминговых сервисов. Сегодня для правильного расчета позиции композиции учитываются показатели (в порядке важности):
- чистые продажи;
- стриминговые цифры;
- пассивный стриминг;
- радиоаудитория.
У каждого показателя свой коэффициент. И самым интересным тут является «пассивный» стриминг – это что-то, что вы не выбирали самостоятельно, например, «станции» в Spotify или автопроигрывание в YouTube. Ведь это может быть фоновое прослушивание, с другой стороны, это не радио, и вы можете переключить. Это позволило более реально отображать популярность композиций и снизить влияние накрутки на позицию в чартах.
Причём с 1 января 2020 года введено новейшее правило: просмотры любого видео на YouTube, где есть кусок выбранной песни не менее 30 секунд (в среднем – длина обычного припева), засчитывается как пассивный стриминг. Есть разговоры, что то же самое будет и для TikTok, и сториз в Instagram через пару лет.
Чтобы уж окончательно разобраться, вот простой пример: допустим, я выпустил трек в пятницу (в США обычно пятница – это день выхода всех релизов), и к следующему четвергу у меня:
- 50 тыс. прямых покупок (например, в iTunes);
- 20 млн стримов (например, Spotify);
- 10 млн просмотров (например, YouTube);
- 25 млн радиоаудитория.
Каждый из этих показателей делится на собственный коэффициент (если кому очень интересно, то вот они, сверху вниз соответственно: 6, 1600, 3000, 7000). И полученное число – это моё количество баллов. И чем больше баллов, тем выше место. Достаточно набрать такие показатели, как в примере, и желанное всеми музыкантами «первое место в Billboard» обеспечено. А за ним и «золотые/платиновые диски» (о которых обязательно в следующий раз). Остаётся только вопрос – как?