Буквально на днях в США объявили номинантов «Грэмми»-2021. Номинанты выбираются за счёт голосования, а не «цифр» (вроде количества проданных пластинок, проведённых концертов или просмотров клипов). И там, где присутствует человеческий фактор, есть и споры. Этот раз не исключение. С одной стороны, The Weeknd, выпустивший один из самых громких альбомов за этот год, остался без номинаций. С другой – номинация 20-летнего казахстанского диджея, который до этого года был сигналистом на железной дороге. А уж сколько споров по поводу того, что практически все номинанты рок-категории – женщины…
Хотя, по сути, «Грэмми» – это просто премия за успехи в отдельно взятой индустрии. И от, грубо говоря, «Золотого Пылесоса» она отличается всего лишь одной деталью: номинанты – известные на весь мир знаменитости. Поэтому по номинациям всегда заметна балансировка между реальными заслугами и популярностью (чаще с перевесом во второе).
И если вас смущали правила президентских выборов в Америке, то это были ещё цветочки. Тем более что организаторы премии – RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний) – буквально та самая компания, которая считает проданные пластинки на территории США. В RIAA можно попасть как партнёр или выборщик (после участия в создании минимум 6 коммерческих композиций). И если вы стали выборщиком, то можете подать кандидатуру (свою либо чужую), если это попадает в срок с 1 октября прошлого года по 30 сентября нынешнего (если нет, то просто переносится на следующий год).
Этой осенью по Рунету курсировал пост Леонида Агутина о том, что он подал заявку на «Лучший альбом латино», но многие неверно истолковали это как номинацию. Что ж, Лео, не совсем удачное у тебя имя для наград.
После того как составлен список претендентов, выборщики получают право голоса с одним но – можно голосовать за:
– номинантов в 4 главных категориях («Запись»/ «Песня»/ «Альбом»/ «Дебют года»);
– максимум в 15 из 84 категорий (и ограничены своим полем работы – рокеры голосуют за рок-категории, классические музыканты – за классик и т.д.)
В каждой категории выделяют топ-5, составляется (и объявляется) список номинантов, и так заканчивается первый раунд. Второй раунд – то же самое, что и первый, просто среди уже отобранных номинантов. Все голоса по традиции отправляются в независимую аудит-компанию Deloitte – они всё подсчитывают, печатают результаты и запечатывают их в конверты, которые обычно уже открывают где-то в конце зимы на сцене «Стейплс-центра» в Лос-Анджелесе.
Некоторые факты из 70+ истории премии:
– Milli Vanilli, которые, как и группа Hi-Fi, открывали рты под чужие голоса, были лишены статуэтки «Лучший дебют»;
– представители СССР получали награды только в классических категориях, и всё может исправить 2021 год благодаря казахстанскому парню Имабеку;
– Diana Ross и Beach Boys ни разу не получали статуэтки. Nirvana – одну, и уже после смерти Кобейна и распада группы. А один из самых важных джаз-музыкантов в истории, Джон Колтрейн – всего лишь однократный лауреат;
– кто-нибудь помнит группу Anita Kerr Singers? Это группа в 1965 году отобрала статуэтку у Beatles. И это до сих пор считается одним из самых громких конфузов в истории «Грэмми». К слову, британцы ни разу не выигрывали «Запись года», при этом написав… хотя, все мы и так прекрасно знаем песни «Битлов»;
– до 2012 года существовали «гендерные» номинации, к примеру, «Лучшее мужское/женское вокальное исполнение». Вместо этого теперь в объединённых категориях расширено количество номинантов с 5 до 8;
– Георг Солти – английский дирижёр родом из Венгрии – пока главный рекордсмен «Грэмми» – на его счету 31 статуэтка. В поп-музыке это семейная чета Jay-Z/Beyonce с 22/24 статуэтками соответственно. Правда, Jay-Z делит это звание со Стиви Уандером. Среди групп планку держат U2;
– Том Койн – звукоинженер с 4 статуэтками за звук. Но то, что он рекордсмен среди своих коллег-инженеров, меркнет в сравнении со странностью его побед – все 4 альбома имеют цифры в названиях: «21», «1989», «25», «24K Magic».