Книги взрослеют вместе с нами, именно поэтому важно их перечитывать. Повзрослевшим нам классика открывает детали, которые раньше ускользали. Сегодня расскажем 4 факта, на которые редко обращают внимание на уроках литературы, но при этом они становятся интересными спустя годы.
«Евгений Онегин»: гасить кредит надо с достоинством
В начале романа мы узнаём, что отец Евгения жил не по средствам, «давал три бала ежегодно» и «промотался наконец». Балы отец Онегина устраивал на деньги, которые получил, заложив родовое имение. Оно и досталось Евгению в наследство вместе с долгами. У героя было два варианта: наследовать имение и выплачивать долги отца или отказаться от наследства в пользу кредиторов.
Гасить родительские кредиты в начале XIX века было делом чести: так сын мог сохранить доброе имя отца и семейное имущество. Но Евгения репутация не заботила, и он предоставил наследство «жадному полку заимодавцев». Скорая смерть дяди «самых честных правил» оказалась молодому дворянину на руку: дядины деньги спасли Евгения от влезания в новые долги.
«Горе от ума»: учиться, чтобы выйти замуж
Герой грибоедовского «Горя от ума» Павел Афанасьевич Фамусов жалуется, что отцам приходится тратиться на обучение дочерей иностранным языкам, танцам, пению, а также «нежностям и вздохам». «Как будто в жёны их готовим скоморохам!», — восклицает отец 17-летней Софьи Фамусовой. Он не видит ценности в женском образовании самом по себе, и это типично для его времени.
Дело в том, что молодых дворянок в начале XIX века учили в первую очередь для того, чтобы удачно выдать замуж. Когда девушка в 17-19 лет вступала в брак, её образование заканчивалось. До равноправия было далеко, но даже такая учёба уже была прогрессом: ещё за 50 лет до написания «Горя от ума» чтение книг считалось для женщин опасным занятием.
«Мастер и Маргарита»: взятки за комнату в коммуналке
В начале романа Михаил Берлиоз гибнет, попав под трамвай, и его комнаты в коммунальной квартире на Садовой улице освобождаются. На место погибшего без труда заселяется Воланд: для этого член его свиты Коровьев даёт председателю домоуправления взятку в 5 тысяч рублей и «контрамарочку» (то есть пропуск) на представление в Варьете.
Этот эпизод основан на реальных событиях: в 1920-е годы Булгаков сам пытался прописаться в коммуналке на Садовой, но решить проблему с лёгкостью Воланда не удалось. «Горькие пьяницы» из домоуправления просили у писателя «вина и денег», которых у Булгакова не было, вспоминала его жена Татьяна. Вмешаться пришлось Надежде Крупской — она возглавляла Главполитпросвет, сотрудником которого был Булгаков.
«Война и мир»: торжество красивых мужчин
Красивых мужчин в романе Толстого больше, чем женщин. Из женщин красивыми названы разве что Соня Ростова и Элен Курагина. Вторая, несмотря на красоту, — отталкивающий персонаж. Остальные женщины у Толстого в лучшем случае «хорошенькие» (Лиза Болконская), в худшем — «некрасивые, но живые» (Наташа Ростова) или вовсе «безобразные» (Марья Болконская).
Обратная ситуация с мужчинами. Андрей Болконский — «красивый», «свежий и оживлённый», Анатоль Курагин — «чернобровый красавец», Борис Друбецкой — «стройный и красивый». Только Кутузов и Пьер Безухов выделяются на фоне этих статных мужчин. Это не случайно: мужчины в романе ассоциируются с войной, и за счёт ярких мужских образов Толстой демонстрирует её двойственность. С одной стороны, заставляет нас воспринимать войну как праздник. С другой, показывает, что война уничтожает красоту этого мира.
А еще больше интересных фактов вы можете узнать на курсах «Синхронизации» www.synchronize.ru
Екатерина Мареева
Старший редактор культурной платформы «Синхронизация».