Ваше сообщение успешно отправлено!

Александр Родченко. Видеть необыкновенно обыкновенные вещи

Особый угол зрения выдающегося художника русского авангарда 

С 24 января и до 5 апреля в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдёт новая выставка – «АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО. Из коллекции Still Art Foundation».

Родченко является символом советской фотографии. Его методы, приёмы актуальны до сих пор для многих как российских, так и западных фотографов. Работы узнаваемы и для обывателя, не имеющего отношения к профессиональной фотографии: каждый хоть раз в жизни сталкивался с его творчеством, однако мог и не подозревать или не задумываться над тем, чьей рукой сделан снимок. Так, в экспозиции представлены знаменитые портреты Владимира Маяковского, Лили Брик, Осипа Брика.

Екатерина Лаврентьева на открытии выставки.

Открыла и провела вводную экскурсию правнучка Александра Родченко – Екатерина Лаврентьева, которая также является сокуратором выставки: «Именно фотография позволяет узнать другого человека: как он мыслит, видит, чувствует, как он отбирает действительность. Ведь действительность – одна на всех, одна и та же, но снимков одного и того же момента может быть множество. Чем уникально пространство фотографии, в котором мы сейчас находимся? Своей системой координат, своей уникальной манерой видения, и основные моменты этой системы – ракурс, необычная точка съемки. Кредо Родченко: “Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи”».

Александр Родченко. Критик Осип Брик. 1924

Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924

Владимир Маяковский является знаковой фигурой в творчестве Александра Родченко. Он был завсегдатаем его мастерской – более того, фотограф и поэт работали в паре при создании рекламных плакатов. Именно рекламная деятельность повлияла на насмотренность Родченко: в поисках необычных идей и сюжетов ему приходилось штудировать советские и иностранные фотожурналы.

Фотограф запечатлел не только Маяковского, но также поэтов Николая Асеева и Сергея Третьякова, живописца Александра Шевченко и других.

Александр Родченко. Поэт Николай Асеев. 1927. Скорее всего Родченко пришлось взобраться на шкаф, чтобы поместить фигуру поэта полностью, расположив её диагонально.

 

На открытии выставки Екатерина Лаврентьева озвучила очень интересную мысль: «Жизнь фотографа – это несколько секунд; может быть, наберется несколько минут. И то это очень большая роскошь. Почему? Потому что снимки, которые нас с вами окружают, – это выдержка доли секунды. То есть это жизнь человека, которая оказывается в этом пространстве, нам с вами явленная. Задумайтесь об этом, потому что это действительно позволяет как-то иначе смотреть на кадры».

Александр Родченко. Пожарная лестница. 1925

Стоит отметить, что в экспозицию включены также фоторепортажи и архитектурные снимки. Большинство фотографий создавались Родченко с целью собрания портфолио, предполагалось, что эти экспериментальные работы будут, прежде всего, там, где учатся фотографы. Он хотел помочь студентам, только овладевающим техникой, показать им существующие приёмы и убедить их в том, что пробовать новые методы не только можно, но и нужно. В фотографии зачастую делают акцент на композиции, на герое, забывая о технике, которая не менее важна. Поэтому к каждой работе был прикреплен вкладыш с точными характеристиками фотоаппарата и описанием выдержки, экспозиции и использованной плёнки.

Александр Родченко. Девушка с «Лейкой». 1934

Александр Родченко считается одним из идеологов конструктивизма. Он строго отделяет фотографию от живописи и своими снимками стремится обозначить, где же пролегает грань, хоть и нельзя отрицать, что зачастую фотографы черпают идеи из изобразительного искусства. Среди новаторских подходов Родченко к фотосъёмке можно выделить два главных.

Александр Родченко. Лестница. 1929

Александр Родченко. Сбор на демонстрацию. 1928

Первым приёмом является ракурс. Родченко пытается донести обществу новый взгляд на вещи, открыть то, что до этого момента было недоступно глазу только потому, что человек неправильно смотрел. Больше всего его интересует взгляд «снизу вверх» или «сверху вниз». Силу ракурса использовали и в изобразительном искусстве еще до появления фотографии – так, можно отметить картину Андреа Мантенья «Мёртвый Христос», на которой мы видим тело не в классическом положении, а словно смотрим на него снизу.

Александр Родченко. Сосны, Пушкино. 1927

Диагональ становится вторым, но не по значимости, характерным приёмом Родченко. Линия является связывающим звеном в любом изображении, она создаёт динамику. Фотограф перенял этот подход из живописи, которой он занимался до поимки за хвост момента на камеру. Родченко привык работать быстро, этому он научился благодаря фоторепортажам, что являлись его основным видом деятельности.

На выставке представлены те работы, которые сам Александр Родченко считал для себя знаковыми или удачными. Он и его снимки остаются актуальными и сейчас, его переосмысливают, им вдохновляются не только современные коллеги по цеху, но и архитекторы, дизайнеры.


Заглавная фотография: Александр Родченко. Лиля Брик. 1924

Анна Коровкова

 

Открываю новое, объясняю старое.

 

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!