Любой рубеж, переход, трансформация – это испытание, время изменений, которые часто переживаются болезненно, а у творческих людей выражаются в виде наиболее ярких, экспрессивных и гипертрофированных образов. Модельеры и дизайнеры – не исключение.
Во второй половине 19 века человечество переживало очередной серьёзный приступ веры и искало материальных подтверждений, свидетельств жизни души после физической смерти.
Европа и Россия увлеклись спиритическими сеансами, которые стали рядовым досуговым развлечением мужчин и женщин конца позапрошлого столетия. В 1906 году в Российской Империи даже прошёл съезд спиритуалистов, в котором приняли участие около 100 человек.
Потусторонний мир и его мрачная эстетика вошли в моду: женщины пудрили лицо, добиваясь эффекта максимально бледного цвета кожи, рисовали голубые венки на висках и груди и подчёркивали глаза чёрной подводкой. Женщины-вамп правили бал – их рисовали, ими восхищались, им подражали, а главными музами эпохи были Ида Рубинштейн, Зинаида Гиппиус и Луиза Казатти.
Быть просто женщиной теперь стало недостаточно, нужно было стать МУЗОЙ, живым произведением искусства, что главным иконам стиля декаданса прекрасно удавалось.
Ида исполняла «Танец семи покрывал», оставаясь в итоге полностью обнажённой, – и это в начале 20 века в России!;
Зинаида носила мужской костюм и беззастенчиво смотрела мужчинам глаза в глаза через лорнет, заставляя отводить взгляд даже самых известных и смелых мачо;
Луиза носила ожерелье из живых змей и гуляла по европейским улицам с ручными гепардами…
Это было прекрасно и продлилось недолго, но спустя чуть меньше столетия, уже на рубеже 20-21 веков, эстетика декаданса вернулась – с новыми героями и лицами. Александр Маккуин, один из ярких представителей эпохи новой эстетики декаданса. Он был не только главным enfant terrible моды рубежа 20-21 веков, но и великим символистом, сумевшим передать через модные образы множество идей.
Он был человеком декаданса образца 21 столетия. Его показы пугали, шокировали и завораживали одновременно. Маккуин любил напоминать, что ему нужны обмороки и сердечные приступы, а не бесчувственное созерцание показа.
Дизайнер создавал коллекции, посвящённые смерти и насилию, выводил на подиум моделей с инвалидностью, имитировал скандальные фотоработы Джоэля Питера Уиткина, превращая их в незабываемые перформансы, и даже хотел покончить с собой после очередного показа, но всё равно вошёл в историю мировой моды как гениальный мастер формы, силуэта, и – главное – эмоции.
Его образы всегда имели смысл и были внутренне наполнены содержанием – нередко страшным, декадентским и апокалиптическим, но очень искренним. Благодаря Александру Маккуину мы начали носить символы смерти – черепа – на одежде в виде принтов и в качестве аксессуаров, что ещё несколько десятилетий до него казалось немыслимым.
Представители декаданса рубежа 19-20 веков исследовали тему смерти и интересовались ей, но никогда не погружались так глубоко – на уровень образа человека и его одежды – самого гибкого гена материальной культуры. У декаданса 20-21 веков тоже были свои музы: Изабелла Блоу, Кейт Мосс, Анна Винтур.
Они создавали иконографию времени, формировали новые тренды и становились кумирами миллионов.
Анна Винтур продолжает руководить самым культовым изданием в сфере fashion и сегодня. Это была эпоха супермоделей, анорексии и СПИДа, которая так же, как и декаданс начала 20 столетия, не продлилась долго, но оставила множество художественных свидетельств и гениальных произведений, которые навсегда вошли в историю моды и искусства.