Ваше сообщение успешно отправлено!

Винтаж по-русски: интервью с известным коллекционером Ольгой Муравич

Как правильно сегодня носить винтаж, сложно ли его хранить, как снимать отрицательную энергию, и оставаться на позитиве.

Июль 2018. Открытие новой выставки Александра Васильева “Курортная мода” и бесконечный поток из журналистов, стилистов, поклонников винтажа, новичков и уже знающих толк в истории моды. Поток людей, вещей и мыслей, звуков, когда взгляд не успевает охватить всё, но вдруг цепляется за чей-то необычный аксессуар. Сумка. Нет, не последняя коллекция Chanel. Не Bottega Veneta, не Gucci. Что-то явно итальянское, но с намеком на французский шик. И в магазинах за последние 5 лет я такую не помню. Любопытство росло так стремительно, а поиск в телефоне отказывался разгадывать марку желанного аксессуара, и я решительно направилась к владелице сумки. Винтажной, как оказалось.

Для Ольги Муравич, обладательницы огромной коллекции винтажных вещей, носить предметы искусства на мероприятия и сочетать их с современной одеждой – привычное дело. Её сумки и украшения прошлого века не просто томятся на полках шкафа. Они живут, рассказывают истории, позволяют создавать “говорящие” образы для мероприятий, перформансов и творческих встреч.

Настоящих коллекционеров в России мало. И в большей степени это “узкопредметные” коллекционеры: картины и мебель; украшения и одежда; альбомы с марками. Ольга Муравич – коллекционер широкого диапазона и коллекционер-практик. В ее коллекции: украшения, одежда, сумочки, обувь, редкие аксессуары (такие, как лорнет, старинный патефон 30-х гг., самовар начала 19 века), журналы, открытки, альбомы, пластинки. Одежда и аксессуары не просто “томятся” на полках и шкафах, они вплетаются в образы и выходят в свет.

Сложно ли быть коллекционером в наше время, на что приходится идти, чтобы содержать антикварные вещи дома, куда можно “выгулять” винтаж? За этими и другими ответами мы с редакцией отправились в гости к Ольге Муравич, воспользовавшись её любезным приглашением.

Конец 50-х гг., Hong Kong, сделана для ATLAS Hollywood-FLA, маркирована PRINCESS и Charming. Возможно, к голливудскому мультфильму про принцессу и прекрасного принца. Материалы: бамбук, ручки и планка – люцит, вышивка по шёлку, золотая тесьма, сукно и мельчайшие перламутровые ракушечки, собачки и Эйфелева башня – сукно, кристаллы. Все покрыто пленкой. Подклад – шёлк.

Ольга, почему именно винтаж?

Я всегда увлекалась театром, пьесами Шекспира, литературными произведениями 18-19 вв. – этот период был особенно близок моей душе! Возможно, в этом времени я не раз реинкарнировалась! А мою библиотеку я с особенным трепетом пополняла книгами по истории костюма, аксессуаров, интерьера, привезенными из разных городов и стран.

Винтаж для меня – это машина времени, возможность прикоснуться к истории, стать частью эпохи, о которой читал в книгах!

Летнее репсовое пальто в стиле Диор (1957 г) (Франция), черное винтажное платье (Венеция),  брошь в форме 4- х лепесткового клевера 80-90-е гг. (Америка), эмаль и металл; сумочка и перчатки No name, наше время, шляпка (Венеция), очки Dior, лодочки Dior

С чего началась ваша коллекция?

Началу моего осознанного коллекционирования я обязана блистательному историку моды, искусствоведу, глубокоуважаемому маэстро Александру Васильеву. В 2007 году мои давние мечты сбываются, и я попадаю в Выездную школу мэтра в Вильнюс.

Здесь я с трепетом и восторгом слушала лекции Александра: как отличить подделку от подлинника, как атрибутировать вещь! Это были уникальные знания! Я тогда приобрела несколько открыток и брошь, а моя подруга чуть не купила старинный медный таз, но вести его во Владивосток было безумием, и идея с тазом накрылась медным тазом. Начало было положено!

Чёрная брошь – LJM, Канада, 1955 г., чёрное глухое стекло ручной резки jet; брошь – фонарик Goldette, Америка, 60 гг. (марка существовала с 58 по 70 гг.). Очень редко в коллекциях встречаются броши и клипсы, в основном производили подвески и браслеты

Сложно ли хранить винтаж? Есть ли какие-то особенности и секреты?

Винтажная бижутерия и другие аксессуары требуют особого внимания не только к тому, как они носятся, но и к тому, где хранятся.

Часть времени, естественно, предметы коллекции отдыхают на полках. Поэтому необходимо соблюдать определенные правила, чтобы украшения лучше сохраняли свой внешний вид, а главное, меньше подвергались случайным повреждениям. Ценный совет, который дают специалисты, и в котором я убедилась на практике, – будьте готовы вложить деньги не только в украшения, но и шкатулки, вазы, комоды. Выделите в шкафу или в столе место, где всё это будет стоять. Красивее и удобнее, если это будут разные коробки. В одних храните кольца, в других серьги, в третьих цепочки. Под браслеты можно выделить отдельную полку.

Во-первых, винтажные украшения выглядят красиво, во-вторых, такое хранение создаст в вашем доме мини-музей, что привлечет внимание гостей и даст вам возможность продемонстрировать всю коллекцию бижутерии, даже не надевая ее. Кроме того, такой порядок в хранении ваших уникальных украшений не только обезопасит их, но и ускорит процесс выбора и примерки, ведь вы будете точно знать, где и что у вас лежит. К тому же у меня украшения и по цвету разложены в 4-х ящиках большого комода в специальных отделениях…

Приехав недавно на новоселье, маэстро Васильев, осмотрев все эти «хранилища», сказал: «О, как у Нади Бабкиной! У неё тоже всё по цвету и в бархатных лотках».

Шкаф-витрина сделан на заказ

Сумка: 30-е гг. (Америка), no name, произведена из модного в то время материала, люцита рыжеокрашенного, боковые панели и ручка – из набивного чёрного сукна, на головке молнии надпись «Wilzip»

Ольга Зиновьевна, расскажите про шкаф. Он был сделан специально под коллекцию винтажа? На что должен был обратить внимание мастер при его изготовлении?

Он был сделан на заказ, причём в двух вариантах: сначала из красного дерева, высокий, под потолок, чтобы оставался запас места для новых предметов коллекционирования, но оказалось, что на прекрасном темном фоне мои любимые «экспонаты» теряются, их не видно, несмотря на великолепные стеклянные дверцы.

Тогда я заказала у тех же мастеров светлый шкаф и разместила его в гостиной, в отличие от первого варианта, расположившегося в моем домашнем кабинете. Важно было, чтобы боковые стены были деревянные, а не стеклянные, чтобы при ярком солнечном свете предметы сохраняли свой цвет без выгорания. Поэтому внизу расположены два выдвижных ящичка для старинных пластинок, а полки – под экспонаты.

Сейчас мини-музей полон, но чудесные винтажные и антикварные дары продолжают прибывать, и я озадачена – новый шкаф? Новая комната? Новый дом?:) На новоселье, продолжающееся уже третий месяц, дарят прелестные подарки. Подруга подарила изумительную серебряную конфетницу конца XIX века, а недавно в Ницце я приобрела на блошином рынке роскошные экземпляры – сумку от Dior 60-х годов, винтажного Louis Vuitton, плетёную корзинку от YSL 80-х годов и пластмассовые бусы от Hermès тоже 80-х. Все-таки, скорее, это будет новый дом).

Платье, сшитое на заказ из шифона панбархата, нач. XX в., сумочка 10-е гг. XX в., бисер (принадлежала бабушкиной бабушке), очки, дизайн – Анна Карлсон (Швеция), шляпка (Ницца), туфли Studio Sutoria

Я слышала, что уход и чистка – это особая статья расходов у коллекционеров. Как это происходит?

Главное – всегда помнить, что винтажное украшение не должно выглядеть идеально, ведь оно из другой эпохи. Но это и не значит, что нужно запускать внешний вид: время от времени необходимо протирать и чистить свои раритеты. Есть способы, которые я предпочитаю комбинировать. Первый – вы можете обратиться к реставраторам, за небольшую плату они проведут очистку украшения. Кроме того, есть ряд мастерских, которые также проводят чистку золотых и серебряных изделий, у них можно уточнить, могут ли они почистить винтажную бижутерию.

Нестандартный. Например, серебряные изделия советуют чистить банановой кожурой. Я не пробовала, честно. Второй вариант – это перекись водорода. Можно разбавлять водой и чистить раствором, а можно наносить в чистом виде на вату, а потом проводить очистку.

Третий способ – фольга и сода. В раствор с содой необходимо уложить порванную на кусочки фольгу, затем добавить кипятка, а после в этот раствор опустить украшение и подождать три-четыре минуты, потом помешать, чтобы бижутерия обтерлась о фольгу, и все, процесс окончен.

50-e – нас. 60-х гг. (США), дизайнер Toni Cotton, Palm beach. Материал: бархат, золотая тесьма, дерево, вышивка, плетение из золотой лозы, подклад – сукно. Застежка – золотая цепочка, накидывается на деревянную шишечку.

Насколько вы привязаны к своей коллекции? Готовы ли подарить какие-то ценные экземпляры музею, например?

Дарю с удовольствием мэтру Александру Васильеву. И не просто дарю, а делаю это публично, чтобы люди знали, что так можно и нужно делать. Для меня это большая честь, что какие-то вещи из моей коллекции станут частью истории, воссоздаваемой Александром на его знаменитых выставках. Так, например, туфли 80-х, смогли дополнить образы на экспозиции Александра “Звезды советской эстрады”.

Летнее пальто Clips (Флоренция), брюки сшиты на заказ, перчатки (Италия), сумка 2-я пол. 50-х гг., принадлежала голливудской актрисе Филлис Диллер, одной из первых женщин комиков на американском телевидении 50-х гг., материалы: кожа, шёлк, ручная вышивка шелком: сцена соколиной охоты из поэмы великого персидского поэта Фирдоуси «Шах-Наме» Есть указание – “By Bergen Bags” (то есть носить на сгибе локтя), шарф (Монако), шляпка (Ницца), туфли Эконика & Алла Пугачёва

Были ли какие-то интересные истории, связанные с приобретением винтажа?

В 2010 г на Выездной школе в Стамбуле мы зашли в старинный магазинчик, и Александр увидел кафтан:

– Оленька, вам обязательно нужно приобрести эту вещь!

– Саша, ну что я буду с ней делать?

– Это будет великолепно! Вы будете надевать её на свои творческие вечера и выступать в нём со сцены!

Он убедил меня его приобрести. Я привезла домой, мне поменяли подклад, посадили по фигуре, и вскоре представился случай выгулять приобретение.

На выставку “ВДНХ в моде” я создала образ одного из элементов фонтана “Дружба народов” как символа ВДНХ – костюм среднеазиатских республик. Это было потрясающе, люди подходили ко мне и выражали своё восхищение.

Серьги 10-е гг. 20 в. от прапрабабушки, сумочка 10-е гг. 20 в., (Франция) бисер, фермуар с цепочкой, металлическая застёжка в виде цикады

Ольга, чем в вашей коллекции вы особенно гордитесь?

Сложно сказать! Я могу выделить свою коллекцию перчаток, она насчитывает 70 пар – от тонких кружевных, капроновых, вязаных до замшевых. Моя прапрабабушка учила мою бабушку, что к каждому платью в тон должны быть перчатки. Абсолютный элемент элегантности. Гордость моей коллекции – старинные розовые капроновые перчатки.

Ещё один раритет – кольцо конца 19 века со старинными чешскими гранатами, купленное во время Выездной школы в Бухаресте. И французское золотое кольцо с синей эмалью эпохи Наполеона III.

Кольцо 3-я четверть 19 в. (Франция), золото, роспись золотом по синей эмали, атрибутировано Александром Васильевым

Многие говорят: как можно покупать вещь, которая принадлежала другим людям?

Я уверена, что те вещи, которые приходят ко мне, имеют хорошую светлую энергию. А также существуют определенные ритуалы, как очистить от старой энергии. Например, пламенем свечи и водой.

Пояс от антикварного кимоно нач. 20 вв., ручная работа, подарок Александра Васильева, рубашка Mango, брюки Zara, винтажная брошь (50-е),очки дизайн – Анна Карлсон (Швеция), кольцо современного дизайнера, туфли Dior

Часто ли вы надеваете винтажные вещи?

Эти вещи надеваются редко. Важно помнить, что если мы говорим о винтажных украшениях, они не являются повседневной бижутерией. Ношу их под «вдохновение», чтобы завершить образ или придать ему особый шарм.

Надеть такую вещь – это всегда особенный повод: выставка, поход в театр, творческий вечер, мастер-класс. Я создаю образ. Часто, как только узнаю об открытии новой выставки Александра Васильева, приезжаю поддержать его и обязательно тщательно подбираю свой комплект под ее тему. Александр шутит, что меня можно выставлять как экспонат. И редко когда люди остаются равнодушными. Они потом подходят, говорят комплименты, задают вопросы. В соцсетях часто пишут благодарность, что я вдохновляю, делюсь красотой, показываю своим примером, как можно носить винтаж в жизни.

Брошь-солнце Sara Coventry, 49-50 гг. Выпускали продукцию в 49-84 гг. Одна из первых компаний в Америке по продажам украшений сетевым маркетингом. Брошь с порфировым камнем на вершине – Givenchy 60-65гг.(Франция), выпуск с 1952 г. по настоящее время. Украшения редкие, так как раньше выпускались, как дополнение к коллекции одежды. Брошь на странице слева: 50-е гг., no name, с барочными жемчужинами и кристаллами.

А есть ли вещи, которые выгуливаете чаще остальных?

Это, безусловно, винтажные сумки. Их ношу с повседневными образами.

В вашей жизни столько интересных проявлений: коллекция винтажа, литературное творчество, школа позитивного мышления! Есть ли какая-то связь между ними?

Безусловно, все взаимосвязано! Чем шире круг интересов, тем ярче жизнь и тем больше поводов углублять знания и открывать для себя новое. Этому нет конца и края!) В моем новом романе «Адвокат’essa, или Поиски Атлантиды» мои увлечения описаны на страницах, я делилась с героями своим опытом.. А ещё моё увлечение минералами тоже нашло мистическое и детективное отражение в романе.

Жакет Airfield, юбка сшита на заказ, платок Paul Smith, подарок Александра Васильева, очки дизайн Анна Карлсон (Швеция), подвеска с кистями в качестве пояса (дизайнер Елена Арлен),
перчатки – Италия, современные, лоферы (Италия), no name

Что вы посоветуете нашим читателям?

Находите в каждом дне все лучшее. Созерцайте красоту. Концентрируйтесь на приятном. Ищите хорошее во всем и во всех, что вокруг вас. Цените то, что вас вдохновляет, и вдохновляйте других. Заражайте этот мир позитивом. Загружайте в него любовь. Ищите то, что важно именно для вас. Помните: то, что вы ищете, само ищет вас. И когда вы встретитесь, тогда вы будете счастливы.

Ольга Зиновьевна Муравич, известный коллекционер антиквариата и винтажа, успешный адвокат, психолог, руководитель “Школы пОЗитивного мышления”, публицист, член Союза писателей, эксперт TV.

Фотографии: Евгения Южная  evgeniayuzhnaya

Стиль: Алёна Гусева  alenagusevav

Ассистент стилиста: Лариса Герасина  larisa_gerasina

Celebrity стилист, модный эксперт TV (Первый канала, Москва24, МИР ), fashion blogger, руководитель Школы Стиля, автор и ведущая мастер классов по стилю и имиджу.


Еще статьи этого автора

Мода
“Тёплый” ноябрь: новая капсула 12storeez
Российская марка одежды 12storeez представила коллекцию верхней одежды для сезона осень-зима 2019/20
Мода
Назад в будущее: праздничная капсула от 12Storeez 2019
В честь 5-летия 12Storeez выпустили лимитированную коллекцию весна-лето
Мода
“Гламур 80-х” – выставка-тренд
Поклонники моды увидят модные объекты таких высоких домов, как Chanel, Christian Dior, Yves Saint