Фестиваль – это возможность узнать о фильме от первого лица. Ведь каждый фильм – это несколько историй: во-первых, сам сюжет, во-вторых, история создания, в-третьих, история автора: от идеи до воплощения, истории членов съёмочной группы, актёров – как они получили свою роль, как проходили съёмки. Режиссёры и продюсеры специально приезжают на фестивали, чтобы представить свои фильмы, рассказать о них, узнать мнение критиков и журналистов, а также понаблюдать за реакцией первых зрителей.
Фестивальные показы являются, как правило, премьерными; часто команда создателей остаётся в зале и прислушивается к реакции зрителей во время и после фильма. Это испытание для дебютантов, когда их картина впервые выходит на широкую публику, и зритель почему-то не смеётся там, где ожидалось или, наоборот, смеётся там, где сюжет этого не предполагает.
Кинофестиваль – это либо встреча кинематографистов, либо праздник для жителей города, когда профессиональные встречи и дискуссии уходят на второй план. «Окно в Европу», завершившийся в Выборге 8 августа, – это скорее встреча кинематографистов и специалистов индустрии. Впрочем, кинопоказы без зрителей имели бы мало смысла, и выборгский фестиваль – это еще и праздник для города с традиционным шествием в день открытия. На фестивале идёт две кинопрограммы параллельно: в кинотеатре «Выборг Палас» и в Доме культуры. В первом идут фильмы, более ориентированные на прокат, во втором – анимационное и документальное кино, соответственно, со свободным входом.
«Окно в Европу» приветствует и поощряет эксперименты и дебюты. Главный приз в конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры» получил фильм Бориса Гуца «Смерть нам к лицу». Это комедийная мелодрама – фильм о любви и о борьбе с раком: для спасения своей любимой девушки герою фильма, молодому человеку, нужно найти четыре миллиона за четыре дня. История, как говорит Борис Гуц, личная – несколько лет назад он сам пережил клиническую смерть. Гуц уже становился призёром «Окно в Европу» – в прошлом году он получил два приза за свою картину «Фагот», который так же, как и фильм этого года, полностью снят на смартфон. По словам автора, вместе с его первым полнометражным фильмом «Арбузные корки» «Фагот» и фильм этого года составляют «арбузную серию», которая закончилась с выходом «Смерть нам к лицу». Все три фильма смелые не только по их решению, но и по содержанию: в кадре молодые люди, много секса и разговоров о нём.
На фестивале «Окно в Европу» показывают кино разных взглядов. Главный приз в конкурсе неигрового кино получила картина «Своя республика», рассказывающая о семи днях одного из подразделений батальона «Восток» на Донбасе. Специальный приз жюри «За актуальную трактовку классического сюжета о противостоянии личности обстоятельствам», а также диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России в конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры» достался картине Натальи Назаровой «Простой карандаш». Художница Антонина Золотарёва переезжает в отдалённый посёлок, чтобы жить ближе к мужу, который получил срок по сфабрикованному политическому делу. Антонина устраивается работать учительницей рисования в местную школу. Вскоре она обнаруживает, что власть в школе принадлежит одному из подростков, а весь посёлок живёт в страхе перед его старшим братом-уголовником.
Фильм снят в карельском городе Сегежа. Всего в четырёх километрах от города расположена исправительная колония № 7 и СИЗО № 2 – здесь также проходили съёмки. На сложную роль подростка, терроризирующего всю школу, режиссёр взяла семнадцатилетнего Александра Кольчевского, бывшего воспитанника детдома. Наталья Назарова рассказывает, что «парень он хороший», и самым сложным было вывести его на сильные эмоции, на агрессию – у него на эти эмоции, как и у большинства людей, стоит очень сильный блок. На эпизодические роли учителей и учеников проводился специальный кастинг среди жителей Сегежи. Чтобы достичь максимальной естественности и органики, Наталья Назарова часто снимает непрофессиональных актёров и использует импровизационный метод, когда врачам, которые играют врачей, или полицейским, играющим полицейских, вместо сценарного текста она даёт задание: «полечи» или «допроси».
Первое место по зрительским оценкам (конкурс «Выборгский счёт») получил фильм «Как новый» (реж. Евгений Шелякин). Действие разворачивается в Таиланде. Главный герой, загадочный старик, очнувшись на пляже, совершенно не понимает, кто он и как оказался в этой южной стране. Фильм основан на реальной истории отца автора сценария, Константина Чармадова. Первоначальное название картины – «Сенафон» (от греческого имени Ксенофонт – так звали реального героя) авторы решили заменить на более понятное «Как новый», которое, может быть, не совсем отражает космополитичности главного героя – грека, говорящего исключительно по-русски с грузинским акцентом и ругающегося по-турецки.
Также зрители отметили документальный фильм «Женщины ГУЛАГа» (реж. Марианна Яровская), созданный совместно с США, и картину «Надо мною солнце не садится» (реж. Любовь Борисова), производство «Сахафильм» (Якутия). Последний из них – это добрый фильм, где есть место и смеху, и грусти, и надежде. Главный герой – молодой человек, якут – отправляется на север, на остров в море Лаптевых, где на месяц остаётся один. Или не один? Неожиданно он узнаёт, что у него есть сосед – это старик, единственное желание которого – быть похороненным рядом со своей супругой. Между стариком и юношей постепенно налаживается контакт: изо дня в день молодой человек помогает соседу находить смысл жить и радоваться жизни.
Это дебют якутского режиссёра Любови Борисовой, которая, несмотря на детское увлечение кино, выучилась на экономиста и какое-то время работала в банке. Фильм уже получил приз зрительских симпатий 41-го Московского Международного кинофестиваля, после просмотра в Выборге зал ещё долго не расходился и аплодировал актёру Ивану Константинову (Алтан, молодой человек – один из двух главных героев).
Всего на фестивале было представлено около 130 фильмов. Как и на плакате фестиваля, где вы сперва замечаете крупные красные буквы «ВЫ», затем читаете «ВЫБОР» и «ВЫБОРГ», многие из фильмов постепенно раскрывают свои слои перед зрителем. В этом году жюри и зрителями отмечено около двух десятков картин; на открытом заседании 8 августа жюри отметило высокий уровень и большое количество интересных работ. Двадцать седьмой фестиваль «Окно в Европу» закончился, и оргкомитет, авторы и зрители ждут новых встреч и новых фильмов в Выборге уже в следующем году – также в первой половине августа.
Полный список призёров смотрите на сайте фестиваля: www.oknofest.com
Фото: пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»
Полина Шпартько
Актриса, певица, автор. Нахожу свободу в творчестве, люблю наблюдать, узнавать новое, анализировать – просто смотреть и думать. Страстно преодолеваю границы мне ещё неведомого и незнакомого, иду, куда хочу, и от этого мой путь, часто непонятный другим, для меня бесценен. Моё творчество и мой интерес к искусству ведут меня туда, где я ещё не была, и, кто знает, возможно, приведёт туда, где не был никто.