Ваше сообщение успешно отправлено!

Авангард в Санкт-Петербурге: архитектор Александр Гегелло

Размах, свобода, пропорции классицизма, а также ясность и чистота формы, присущие модернизму, объединились в творчестве этого архитектора.

Весной в Государственном музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом». На ней можно познакомиться с архитектурными проектами и фотографиями из собрания музея, а также из архива ФСБ в Санкт-Петербурге. Оригинальная графика самого архитектора здесь представлена на примере его работ в технике рисунка, гравюры, живописи.

 

Куратор выставки Ирина Финская и директор музея Елизавета Лихачева

Модернистов всегда объединяла вера в социальный прогресс, который рассматривался как средство построения гуманного общества, воплощавшего идеалы равенства и всеобщего счастья. И отражение пафоса новой эпохи было их основной задачей. Но не единственной…

Выученный у одного из основателей советского монументального классицизма Ивана Александровича Фомина, Александр Иванович Гегелло (1891 – 1965) всегда рвался создать новый мир, точнее, даже новую территорию для новой жизни. Но он также знал, что классические многовековые каноны нельзя откинуть и отвергнуть так просто. Размах, свобода, пропорции классицизма, а также ясность и чистота формы, присущие модернизму, объединились в его творчестве. Гегелло всегда стремился переосмыслить саму суть архитектуры: он считал, что создать наилучший идейно-художественный образ можно только исходя из главных утилитарных задач здания, из возможных материалов и конструкций. Именно функция ведет за собой оболочку – вот был главный его постулат. И он преобразовывал все потребности, задачи, сценарии, культуру этой новой жизни в эстетическую форму. На его счету около сотни осуществленных проектов, остроумные пространственные решения и новый подход к проектированию – трехмерное объемное восприятие объекта приходит на смену классическому двухмерному мышлению, горизонтальным планам и «плоским фасадам».

Жилмассив на Тракторной улице (1925 – 1927)

Адрес: Санкт-Петербург, Стачек пр., 8-10, Тракторная ул., 1-3, Тракторная ул., 2-4
Архитекторы: Гегелло Александр Иванович, Никольский Александр Сергеевич, Симонов Григорий Александрович

Жилмассив на Тракторной улице

«Милая застройка Тракторной улицы», – так говорил про неё сам Гегелло. Один из первых рабочих городков. Изначально состоял из шестнадцати 3- и 4-этажных домов. Новое жилищное строительство начиналось в трудных условиях и требовало строжайшей экономии. В ход шел старый кирпич, бутовая плита, железнодорожные и трамвайные рельсы. Попробуйте из таких материалов собрать что-нибудь приличное. А ведь получилось. И сейчас это уютный оазис с открывающимися за каждым поворотом неожиданными перспективами.На выставке можно окунуться в атмосферу этого места, посмотрев фильм про жилмассив.Объединяющие отдельные дома арки и полуарки были одним из основных декоративных средств художественной выразительности архитектурного образа. Этому же способствовали несимметричные, закругленные в плане выступы лестничных клеток, балконы.

«Такие решения помогли нам создать своеобразный, достаточно острый, свежий и запоминающийся образ» – А. Гегелло «Из творческого опыта»/1962.

Жилмассив на Тракторной улице. Макет арки жилмассива

«Когда человек болен, ему дают лекарство, но предупреждение болезни лучше, чем её лечение… Когда город в плохом состоянии… шум, грязь, нехватка света, воздуха, солнца и т.д., необходимо административное лечение, летний коттедж, курорт, отпуск в Зеленом городе. Это лекарство. Такая двойственная система яда и противоядия присуща капиталистической системе противоречий. Её следует сравнить с социалистической системой — системой профилактики, системой, требующей уничтожения города и переустройства человеческого бытия по пути решения проблем труда, отдыха и культуры как единого процесса социалистического бытия». – М. Барщ, М. Гинзбург «Зеленый город: социалистическая реконструкция Москвы», СА, 1930.

 

Дворец культуры имени А. М. Горького (1925–27 гг.)

Адрес: Санкт-Петербург, Площадь Стачек, 4
Архитекторы: А. И. Гегелло и А. И. Дмитриев при участии архитектора Д. Л. Кричевского и инженера В. Ф. Райляна

Дворец культуры имени А. М. Горького

Большой зрительный зал Дворца А. М. Горького Александр Гегелло считал одним из наиболее удачных произведений, созданных за почти полувековую творческую деятельность. Особенно он гордился зрительным залом дворца, и это бесспорно лучшее, что в нем есть, – при полном его освещении, заполненный публикой, он производит парадное, величественное впечатление. Достигнуто это, прежде всего, удачно найденным объемом зала, его общими пропорциями.

«Мне кажется, что я вложил в него все лучшее, что мне удалось воспринять их классической архитектуры, что лежит в ее основе и составляет неповторимую прелесть ясности, логичности и простоту композиции, сохранив в то же время свежий современный характер архитектуры», – А. Гегелло «Из творческого опыта», 1962.

Узнать подробности проектирования этих проектов Александра Гегелло, а также посмотреть другие, вы можете посетив Музей Архитектуры Москвы. Выставка работает до 14 июля по адресу ул. Воздвиженка, 5/25. Также можно попасть на кураторскую экскурсию Ирины Финской по выставке (следите за анонсами на сайте музея).

Фотографии предоставлены пресс-службой музея и автором статьи, графика автора.

Графический дизайнер и художник-график. Изучает культурное наследие страны и верит в её светлое будущее.


Еще статьи этого автора

Дизайн
Реконструкция вокзала в Иванове: отправная точка развития бренда региона
Сейчас многие города в России пересматривают свое позиционирование и развивают региональный брендинг. Ремонт исторического
Жизнь
Городская архитектура как часть нашей истории. Изучаем Москву, не выходя из дома
Первая статья цикла о том, как помочь сохранить архитектуру города
Дизайн
Блики на гранях. Выставка стекла «На просвет»
Предметы как разноцветные костры вьются в витринах, фон и свет подчеркивает форму экспонатов.
Путешествия
Космический корабль «Буран». Несбывшаяся мечта российской космонавтики
Космос нас не ждет. Или о безумном приключении в центре космодрома Байконур