Ваше сообщение успешно отправлено!

«Российский дизайн не должен состоять из идей, «надранных» с заграничных проектов!»

Интервью с архитектором Валерием Лизуновым, автором более 250 общественных и частных интерьеров по всему миру.

Чем отличается работа над общественными и жилыми интерьерами, какие выставки стоит посещать дизайнерам баров и ресторанов? Почему наши специалисты часто «не дотягивают» до мирового уровня? На эти темы мы поговорили с архитектором и ресторатором Валерием Лизуновым, автором более 250 общественных и частных интерьеров по всему миру, среди которых Takatak Bar в Сан-Себастьяне, рестораны Cipollino и «Северный» в Астане, казино Eclipse в Батуми, клубы 2000-х Taxman, First, Poison, летняя площадка «Шамбалы», рестораны White Rabbit, “Шехтель”, Crabber, Geraldine и многие другие.


Валерий Лизунов, архитектор, дизайнер, ресторатор, основатель и руководитель бюро ARCHPOINT, совладелец баров Parka и Prscco. Родился в 1973 году в Красноярске. В 2000 году окончил факультет проектирования интерьеров МВХПУ им. С.Г. Строганова. В 2002 году вместе с женой Анжелой Моисеевой основал проектное бюро «МосШтаб», в 2008 году – архитектурное бюро ARCHPOINT. В 2015 году учредил премию Archpoint Concept Awards. В 2016 году вместе с партнером Сергеем Гаспаровым открыл бар Parka, а в 2018 они открыли Prscco bar.

Хочется, чтобы на внутреннем рынке появился продукт, который захотят иностранцы сделать, а не наоборот.

Не каждый архитектор – предприниматель. Валерий, вы получали дополнительное образование или проходили курсы по управлению, когда открывали свою компанию?

Дополнительного образования я не получал, курсы не посещал, у меня жилка предпринимательская есть, наверное поэтому есть определенный успех в ведении переговоров с заказчиками. Довольно часто принимают мою предложенную цену, я представляю и четко анализирую, какая она должна быть.

У вас со времен учебы уже появлялись заказы. Как вообще получить хорошего клиента? Часто приходится бывать на тусовках?

Это один из вариантов. Да, наверное, нужно быть на виду, стараться общаться, рассказывать, чем ты занимаешься, показывать, как ты этим горишь..

У вас в компании сейчас штат из 30-ти человек. Как вы выбираете сотрудников? Какие параметры чтобы понять, что человек именно подходит вам?

Раньше у меня был разный подбор сотрудников, в основном это те люди, которые приходили или искали работу. На данный момент мне стало намного легче выбирать, я перешел в сторону того, чтобы набирать профессионалов, за которыми не надо проверять, которых не надо воспитывать, учить и т.д. Приходило много студентов из МАРХИ и говорило: «мы хотим 50 тысяч рублей, потому что мы окончили МАРХИ». Я говорил: «Как так, посмотри, ты же совсем ничего не умеешь. Ты сейчас будешь у меня учиться полгода минимум, чтобы потом работать. В институте было одно, а то, что ты сейчас будешь приобретать – это абсолютно другие навыки, опыт». Сейчас такой проблемы нет. В кризис профессионалы освобождаются, на моей памяти случилось 3 кризиса, и в каждый у нас был подъем компании, потому что приходят профи, даже те, которые вели свой бизнес, но устали от ответственности.

А стилистика, вы как-то проверяете человека? Как понимаете, что он подходит вашим вкусовым предпочтениям? Возможно, это пробный совместный проект, который даёте курировать? Как это все происходит?

Во-первых, я во всех проектах участвую от начала до конца. Другое дело, насколько глубоко. Во-вторых, заказы распределяем среди архитекторов по их способностям, заинтересованности, кто-то любит покопаться в материале, кто-то заниматься общественными делами или всё проектировать в общем. Важен личный потенциал, и я стараюсь распределять заказы по возможностям.

Естественно, когда я беру на работу сотрудника, то смотрю на его профессиональные навыки. Первый навык, который меня интересует: владеет ли он языком архитектора или дизайнера. Что это за язык? Это умение переводить свои мысли на бумагу, чтобы, смотря на эти чертежи, я четко понимал, что это за изделие или интерьер/стена. В общем, достаточно качественной и информативной должна быть документация, вода тут неуместна. Так что первое, на что я смотрю, – профессиональные навыки с точки зрения черчения. Если работник ими не владеет, то я сразу пытаюсь спасти себя от нервного потрясения.

Дальше смотрю на то, чтобы у человека в его портфолио были работы все-таки со вкусом, неважно, какая стилистическая направленность, потому что мы сами работаем в разных стилях – и классике, и ар-деко, и современных.

У архитекторов и дизайнеров разные задачи? Есть распределение полномочий?

Работа строится таким образом: креативную часть на одном проекте, как правило, выполняют три или более человек. Основные – ведущий архитектор и дизайн-менеджер, который комплектует потом объект. На первом этапе придумывается общая концепция, делаются подборки совместно с архитектором. Как правило, этому больше времени уделяет именно дизайн-менеджер, чтобы потом правильно всё реализовать, чтобы заказчик потом не говорил: «Зачем вы мне поставили такие вещи, я их не куплю» или «почему они так дорого стоят?».

Вам же озвучивают бюджет?

Нам озвучивают, но мы понимаем, сколько человеку потребуется потратить, так как опыт позволяет примерно оценить и понять, что надо. Космический корабль не сделаем, но нормальный автомобиль земной будет. Или заказчик приходит к нам за концепцией, мы её разрабатываем отдельно и на эту концепцию делаем дизайн-проект.

Если это общественный интерьер, то сколько там месяцев арендные каникулы?

Месяца 2-3 длятся арендные каникулы, проектирование примерно столько и занимает. Но реализация требует большего времени — 4-5 месяцев, зависит от площади. Небольшие заведения можно и за 2-3 месяца сделать, а создание крупных ресторанов может длиться до полугода.

Если общественное надо быстрее запустить в рабочий процесс, то в квартире или доме обычно не торопятся. Сколько примерно ваша фирма параллельно ведет объектов?

По-разному. Примерно где-то 15-20, они все в разных стадиях, в разном масштабе, есть большие проекты, есть маленькие.

То есть квартирами тоже приходится заниматься?

Не то чтобы приходится, но мы берем квартиры, в основном, от наших заказчиков, которым мы делаем либо ресторан, либо еще какие-то проекты, каким-нибудь нашим знакомым, которым сложно отказать.

А вообще, клиенты приходят уже на какой-то конкретный дизайн, знают, что хотят, или это совместно определяется в зависимости от того, что будет за заведение?

Клиенты очень разные. Одни приходят, потому что им импонируют наши проекты. Другие – потому что они увидели какой-то конкретный понравившийся проект, и они видят подобную концепцию. Как правило, заказчик формирует свое мнение так: этот архитектор работает в таком-то стиле – к нему приду, а тот всегда в другом, тогда к нему.

Если говорить о последних веяниях и трендах, то как вы о них узнаёте? Как чувствуете изменения в дизайне?

Мы едем на выставку: на миланскую, на стокгольмскую. Смотрим, что у нас в мире машин происходит, что – в мире моды. Смотрим, что сейчас на рынке, куда люди ходят.

А заказчики новые веяния хорошо понимают?

Нет. Объясняешь им, конечно, на примере что-то показываешь. Они приходят к тебе уже как к человеку, который должен им помочь не ошибиться. На самом деле, я хочу сказать, что если ты делаешь проект в тренде, то и стиль, и материалы должны соответствовать веянию моды. Раньше скандинавский тренд только хипстеры, по-моему, потребляли, а сейчас дома оформляют, рестораны.

Уровень продукции в этом стиле довольно недешевый, хотя многие считают иначе.

Скандинавский дизайн, на самом деле, очень дорогой, и выставка была скандинавская, итальянцы просто заболели этим направлением. Приезжаем в Стокгольм – такое ощущение, что вся Скандинавия заболела миланским дизайном. Культурный обмен очень сильный. И фабрики: если раньше тех, которые выставлялись в Стокгольме, в Милане нельзя было найти, то сейчас их там довольно много.

А как же парижский Maison&Objet? Многие ещё в восторге от американской выставки.

Я нет. Ни от американской, ни от французской. Это для домохозяек — загородные дома. Сейчас мы уже постарались уйти от такого. На самом деле, такой дизайн уже надоел, я считаю, что это «бабушкин» вчерашний день. У французов вечный тренд на старьё, они все время в этом – в потертом, заношенном. Помню, в первый раз на выставку приехали, поехали на барахолку — на барахолке столько старинного, все купить хотелось. На следующий год приезжаем – опять блошиный рынок, все там скупают. Приезжаем на выставку, в итоге понимаем, что все для блошиных рынков делают специальные фабрики в Китае, все там старят эту мебель. В общем, не старинная, а искусственно состаренная. Покупали втридорога на рынках то, что можно было на выставке купить намного дешевле.

А если говорить о светильниках, то что вы обычно в свои заведения заказываете?

В основном, современные светильники. Если декоративные, дизайнерские, это Bocci. И еще один испанский художник Начо Карбонелл. Он такие светильники делает из сетки! Их подсвечивают, и это очень круто выглядит.

Можете назвать какие-то три параметра, по которым посетители определяют, что заведение оформлено именно Archpoint?

Раньше было. Мы делали стёжку везде — это был наш конек. Мы стегали бетон, стегали бархат, кожу, даже дерево.

Раньше все использовали стёжку.

Мы были первые. Мы стёжку делали 20 лет назад. Стегали диваны, потолки, да вообще всё! Это была наша фишка. Стегали лепниной. Иногда, даже сейчас, пользуемся этим элементом. Мне сейчас очень нравится фанера. Прям, чтобы нас узнавали – не знаю. Хотя, все почему-то узнают.

Бывает так, что концепция уже вся сделана, помещение оформлено, все прекрасно, а заказчик потом нанимает какого-нибудь дополнительного декоратора, вы приходите, и кровь из глаз?

Декораторов нанимают, озеленителей, да и то только тех, у кого либо знакомые, либо родственники предлагают эти услуги. И то, стараются многие советоваться.

До какой степени прорабатывается концепция заведения? Декор, посуда?

Мы дизайн делаем. Посуда – это уже выбор заказчика и выбор повара. Другое дело, что есть заказчики, которые советуются. Если у нас заказывается общая концепция, то мы, естественно, и посуду, и как выглядит блюдо, и как это должно быть на вид и вкус, прописываем. Даже то, как будет выглядеть официант.

Когда всю кухню знаешь изнутри, то там, наверное, можно и по блюду сориентировать.

Мы давно уже предлагали названия, концепции, не только дизайн. Всегда хотели, чтобы это была какая-то более продуманная вещь, просто раньше мы это делали бесплатно. Сейчас этот пункт включили в определенные коммерческие условия. Графический дизайн отдельно.

А брендбук внутри вашей компании делают, или заказываете на стороне?

И внутри нашей компании делают, и есть фрилансер, с которым постоянно сотрудничаем.

Какой формат заведений наиболее сейчас популярен?

На мой взгляд, тренд сейчас за барами с едой, за небольшими тематическими проектами. Или эти небольшие тематические проекты собраны в одно, такие гастромаркеты, рынки. Они небольшие. Хотя и у больших есть тоже свой потребитель.

Вы пользуетесь пиар-компаниями. Как вас развивают? Пользуетесь соцсетями?

Недавно разговаривал с другом по поводу соцсетей. Мы этим форматом пользуемся мало. Недостаточно делаем ставку на них, потому что все-таки наш клиент – это не потребитель социальных сетей.

Если не соцсети, тогда сарафанное радио?

У нас не только сарафанное радио, но и публикаций много, мы участвуем в разных публичных мероприятиях, в конкурсах, что тоже дает свой резонанс. Ты на слуху, тебя узнают. Мы участвуем в итальянском конкурсе A’design Awards, в лондонском участвовали. До 14-го года русских брали в шортлист. Но с 14-го года смотрят шортлист – там из 20 проектов, нет ни одного русского, а 4 украинских есть. Очень сильно на них повлияла политическая ситуация.

Расскажите про свою премию Archpoint Concept Awards. Зачем вам это?

Идея родилась, потому что все, что наши дизайнеры делают, – это идеи, надранные с каких-то заграничных проектов, и уровень, на мой взгляд, довольно невысокий. Хотелось бы, чтобы российские дизайнеры могли сделать что-то некоммерческое. Все проекты, которые мы создаём для заказчика, коммерческие и основаны на желаниях заказчика, а дизайнеру надо быстро что-то сделать, времени придумывать нет: собрал, показал, клиент выбрал. И многие так делают. Мы же дали возможность проявить себя и поучаствовать в проекте, который либо придумываешь с нуля, либо у тебя какая-то концепция родилась, ты её придумал, а на неё нет заказчика, нет возможности реализовать, – так был сделан первый конкурс. Для второго конкурса мы брали уже именно ресторанные концепции.

 

А как вы продвинули свой конкурс? Откуда об этом узнают?

Первый раз через СМИ. Было очень большое количество проектов. Тяжело было разбираться, сделали ТЗ и запустили второй конкурс. На третий конкурс поняли, что много проектов, которые делаются с точки зрения дизайнера. Они вообще не привязаны к жизни – к бизнесу никакого отношения не имеют, какие-то оторванные. После чего у нас родилась идея, и мы начали коллаборировать архитекторов и дизайнеров с рестораторами, потому что у нас в конкурсах участвовали и рестораторы, и дизайнеры. Некоторые действительно объединились и делали уже какую-то общую концепцию, дизайн. Это нужно для того, чтобы они друг другу помогали, чтобы ресторатор не боялся дизайнера приглашать. Всех архитекторов, дизайнеров заказчик побаивается. Он не понимает, о чем мы думаем. В общем-то, на разных языках люди говорят. Была идея объединить две профессии, чтобы все поняли, что и они, и мы – адекватные люди. Конкурс проводится раз в год.

Работая над конкурсом, во что вы вклад делаете, в культуру дизайна? Участников на работу к себе не приглашали?

Честно говоря, нет. Задачи найти работников или новые концепции не стояло. Конкурс для того, чтобы продвигать наш дизайн. Почему мы должны пользоваться наработками зарубежных дизайнеров, архитекторов – у нас столько людей своих, чтобы на внутреннем рынке появился продукт, который бы хотели за границей сделать, а не наоборот.

Вы считаете, что уровень растет?

Я считаю, что растет. В этом году были очень хорошие проекты, которые спокойно можно делать за границей. И наша победительница разослала свой проект по рестораторам. Это работает.

Какие планы на будущее? Может быть, идеи, желания, которые не удалось осуществить?

Наверное, открыть некоторое количество своих проектов для того, чтобы показать определенные самобытные концепции, которые не содраны ниоткуда. Второе: хочется показать, что успешными проектами, собирая их в одном месте, можно усилить это место и капитализировать. Именно этим мы довольно успешно занимаемся.

Фото Анастасии Черешневой специально для Porusski.me

Автор раздела "Дизайн". Архитектор, старший преподаватель МАРХИ, член Союза Московских Архитекторов.


Еще статьи этого автора

Дизайн
Woodi Furniture: «Мы не копируем модели мировых брендов»
Вся мебель имеет оригинальный дизайн, который разрабатывают внутри компании.
Дизайн
Архитектурная Москва Елены Крижевской
«Я совсем не думала, что буду вести блог об архитектуре, ведь тогда очень мало
Дизайн
Мебель от Stulompostolu. Модерн и минимализм
Каждый предмет мягкой мебели имеет три типа размера и 60 комбинаций цвета.
Дизайн
Элегантный интерьер в стиле дорогих апартаментов Манхэттена
Лаконичный интерьер, используются спокойные оттенки, очень тонко вплетены классические элементы.