Фильм Сергея Ливнева «Ван Гоги» определенно стоит смотреть всем любящим осмысленное и тонкое авторское искусство, полное глубокой личной драмы, и всем тем, кто приходит в кино не за одним лишь развлечением, а за возможностью нравственно обновиться, заставив разум обдумывать и ярко сопереживать.
В «Ван Гогах» соблюден идеальный рецепт: фильм балансирует на грани артхаусного концептуального и несколько коммерческого массового. Сюжетная драма проста и понятна, не изобилует бесконечными аллюзиями, скрытыми метафорами, паузами в диалогах, монотонным молчанием, медленными жестами и переходами сцен. Но, несмотря на свою внешнюю простоту, а также на совершенно повседневную концепцию фабулы, в основе которой лежит банальная история об отцах и детях, произведение Ливнева не лишено своей уникальной магии.
Благодаря великолепной работе всей команды, а также операторскому решению (Юрий Клименко), кадры фильма, его пейзажи и натюрморты приобретают оригинальную мистическую атмосферу. Сюжет вне экшена, внезапных кульминаций и спецэффектов раскрывается множеством вечных вопросов: по-новому откровенно о жизни и смерти, о любви и ненависти, о прощении, о сострадании и о вечном поиске человеческого счастья.
Главные герои этой камерной истории — талантливый дирижер, которого сыграл Даниэль Ольбрыхский, и его единственный сын, не совсем успешный художник, в исполнении Алексея Серебрякова, — гениальным тандемом становятся проводниками в мир режиссерских чувств и идей. Переживания о близкой для каждого человека теме родительских отношений вновь поднимают вопрос о том, как же все-таки хочется, чтобы родители навсегда оставались функциями, чуждыми человеческим проблемам, страхам и невзгодам, чтобы они никогда не старели, не страдали, не умирали, и, с другой стороны, — о том, как тяжело воспитать настоящего человека, как легко травмировать и совершить ошибки, которые врежутся в память и наложат свой отпечаток на всю жизнь.
Рассказывая о двух творческих людях как о двух мирах, которым неизбежно суждено столкнуться в борьбе за любовь и откровенность, режиссер приближает экранное действо к реальной действительности, оттого история становится безумно трогательной, правдивой, и при всех её достоинствах, тяжелой эмоциональности, она остается наполненной уместным юмором и легкостью. «Ван Гоги» обязательно найдут своего зрителя, и тем, кто все же решится сходить на фильм со столь неоднозначным названием, предоставится шанс унести с собой частичку личных переживаний творца и новых смыслов, вопросов, рожденных во время просмотра.
Автор: Заира Сугаипова
Выражаю себя текстом. Пишется о разном, но более всего о кинофильмах и музыке.