Знаете рецепт, как в момент перенестись в мир детства? Конечно, мы не о карусели и сладкой вате. Что-то, что точно подарит улыбку и теплые воспоминания. Конечно, это советские мультфильмы. Персонажи, ставшие частью нашей жизни. Истории, которые так или иначе приходят на ум, когда мы – уже взрослые – попадаем в похожие ситуации. Но как и кто создает эти сказки для детей? За веселыми приключениями Чебурашки, крокодила Гены, дяди Степы и других героев стоит многочасовая тяжелая, но увлекательная работа.
Чтобы узнать, а главное – увидеть, как создаются мультфильмы, редакция Porusski.me отправилась на “Союзмультфильм”, где нам рассказали много интересных фактов о легендарной студии и ее новых проектах.
История «Союзмультфильма» началась в 1936 году, когда «МосКино», «Совкино» и «Межрабпомфильм» объединились, и в 1937 году студия получила известное всем нам название. В то время в СССР было закрыто множество православных храмов, и в дальнейшем их пространство предоставлялось государством под различную деятельность. Так и «Союзмультфильму» предложили расположиться сразу в двух зданиях: в храме Николая Чудотворца на Долгоруковской улице и Спаса Преображения на Арбате. Со временем храмы были возвращены РПЦ: тот, что на Арбатской, – в 1991 году, а храм на Долгоруковской вернули в октябре 2017 года. Сейчас киностудия располагается на ВДНХ, недалеко от Останкинской башни, в большом пятиэтажном здании.
СоюзМультКлуб
«СоюзМультКлуб» – это детский интерактивный центр, направленный на творческое развитие малышей с помощью анимации. На занятии маленькие аниматоры создают мультфильм за 40 минут. Можно принять участие в квестах, послушать лекции и посетить инструментальную студию в стиле Бременских музыкантов.
Кукольный цех
Работа кукольного цеха заслуживает отдельного внимания. Открывая дверь с надписью «Соблюдайте тишину» и переступая порог, облако любопытства окутывает с ног до головы, дыхание замирает. Работа кукольника-аниматора – емкая и кропотливая. Одна минута фильма занимает месяц труда. Каждое мельчайшее движение мастер фотографирует, далее меняет позу героя и вновь фотографирует, и так – много раз подряд, ведь двигается все – корпус, глазки, рот, нос. Важно передать уникальную мимику и походку каждого персонажа.
Музей
На втором этаже располагается музей, а также работают режиссеры и художники авторского кино.
В музее представлены оригиналы кукол героев, знакомых с детства. Когда видишь персонажей не с экрана, а вживую, появляется сильное желание изучить все детали: выражения лиц, наряды, костюмы. Некоторые экспонаты сохранились с 1956 года.
В конце зала стоит старый деревянный стол художников-аниматоров с небольшим зеркалом на уровне сидящего. Сразу возникает вопрос: а зачем же зеркало? Начнем издалека. Создание рисованного мультфильма имеет свою цепочку взаимодействий. Режиссер берет сценарий, и с этого момента начинается подготовка. Приглашается постановщик, который делает раскадровку, прорисовывая каждую сцену, подобно комиксам. Тем временем художник по персонажам придумывает героев. Далее вступает в дело художник-аниматор.
Важно передать основные движения, артикуляцию мультперсонажа. И тут вспоминается маленькое зеркало на раритетном столе, смотря в которое художник отмечает главные моменты, только потом приступая к работе. Художник-аниматор рисует основные движения персонажей, промежуточными занимается художник-фазовщик, а художник-прорисовщик прорабатывает движения, придающие определенный стиль каждому герою.
Авторские проекты
Авторские работы киностудии уже не раз забирали призы на фестивалях и конкурсах. Повезло увидеть режиссера Галину Голубеву в процессе работы над анимационным фильмом «Зеркальце». Сюжет забавный: «Деревенские жители смотрят по очереди в диковинное для них зеркальце и не подозревают, что сурово осуждают и высмеивают не «нарисованную страшную рожу», а самих себя». Хронометраж составляет 5 минут, работа выполнена в жанре бытовой сказки. При создании «Зеркальца» использовалась рисованная анимация с применением масла по стеклу.
Хочется отметить, что перед походом на студию в голове присутствовал стереотип, что коллектив, особенно режиссеры – люди преклонных лет с седой бородой и налетом важности. Но коллектив молодой, современный, стильный и, главное, влюбленный в свое дело. Поэтому от шаблонного мышления пришлось отказаться, как говорится, переступив порог.
Анимация
Также студия применяет пластилиновую, объемно-кукольную анимацию, использование элементов кофейной анимации, технику компьютерной перекладки, съемки на станке.
- пластилиновая анимация: покадровая съемка пластилиновых объектов;
- объемно-кукольная анимация: покадрово фотографируются и сцена действия, и каждое движение кукол;
- кофейная анимация: благодаря кисточкам на рассыпанном кофе создаются герои и их движения;
- техника компьютерной перекладки: персонаж рисуют по частям и во всех ракурсах с помощью компьютерных программ;
- съемки на станке: на стекле специального стола художник создает своих героев, используя масло или картон, или сыпучие вещества (песок, крупы и т.д.).
Гофманиада
Третий этаж занимает музей, посвященный «Гофманиаде», а также технопарк и реставрационная комната. «Гофманиада» – это полнометражный фильм, созданный на основе сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который всем знаком по повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный король». Съемки начались в 2005 году, а премьера состоялась совсем недавно – в октябре 2018-го.
Сначала создается эскиз, потом художник-декоратор делает макет и декорации. Эскизы, по которым сделаны куклы «Гофманиады», частично принадлежат авторству Михаила Шемякина – всемирно известного художника и скульптора.
Новые проекты
На четвертом этаже кипит работа над новыми проектами “Простоквашино”, “Оранжевая корова”, “Суворов”, “Зебра в клеточку”, каждый из которых имеет свой стиль и «характер». Так, «Оранжевая корова» – сериал для самых маленьких зрителей – с простой рисовкой и цветовыми решениями, «Зебра в клеточку» представит редкий жанр мультфильма-мюзикла. Что касается «Суворова», то это будет полнометражная картина для семейного просмотра с хорошим чувством юмора, в центре которой не биография великого полководца, а романтическая история любви простого парня-солдата к девушке-дворянке.
Примечательно, что «Суворов» создается с помощью технологии motion capture («захват движения»), которая была использована для съемок «Властелина колец» и «Аватара». Актер в костюме со специальными датчиками «транслирует» свои движения модели анимационного персонажа – таким образом в студии motion capture всего несколько актеров способны создать полноценную батальную сцену. Выйдет на большой экран «Суворов» в 2019 году. Помимо этого в скором времени зрителям предстоит увидеть сериалы «Пластилинки», «Пиратская школа», «Кракен», «Петя и Волк».
Интересные факты
Герои самых первых мультфильмов были не рисованные, а кукольные.
За всю историю студии создано более полутора тысяч мультфильмов.
В Японии Чебурашка – сверхпопулярный персонаж, там даже сняли продолжение популярного фильма, полностью сохранив эстетику оригинала.
Многие анимационные герои имеют свои прототипы в жизни. Частично художник Леонид Шварцман рисовал Шапокляк со своей тещи, а волк из «Ну, погоди!» похож на сына создателя и режиссера В.М. Котеночкина.
13 минут рисованного мультфильма – 19 тысяч чистовых рисунков на каждого героя.
Каждый желающий может попасть на экскурсию на киностудию “Союзмультфильм”. Прийти и вдохновиться, возможно, поностальгировать и наверняка узнать что-либо новое. Заново открыть простые истины родом из детства. Как говорил Волк из мультфильма “Жил-был пес”: “Ты заходи, если что”.
Фотографии Нины Волленберг специально для PORUSSKI.me