Еще с середины весны абитуриенты со всех концов России начали атаковать столичные театральные вузы. Прослушивание за прослушиванием, тур за туром – каждый из них надеялся, что именно он сможет поступить. О том, что конкурс заоблачный и на одно место могут претендовать до 200 человек, все предпочитают не думать. Как и о том, что будет, если они не пройдут. Но очень редко кому везет с первого раза: обычно нужно пройти огонь, воду и медные трубы, а также ряд неудач, чтобы получить столь желанный студенческий билет. О том, каково это – несколько лет поступать в театральные вузы и при этом не терять надежду, – нам рассказали две будущие актрисы.
У каждого из мастеров заготовлена своя красивая фраза: “Ты хорошая, но такой типаж на курсе нам не нужен”
В Щепкинское училище Оля была зачислена только с четвертой попытки. Первый раз она, как и многие будущие абитуриенты, пробовала поступать еще в 10 классе. А уже после окончания школы почти прошла на курс Ольги Николаевны Соломиной, но в последний момент ее не взяли.
Чем ты занималась все это время?
Я два года училась на психолога, потому что родители хотели, чтобы я попробовала студенческой жизни. Хотя я была готова идти работать и ждать следующего года.
Но сейчас ты учишься уже в другом вузе.
В Щепке я проучилась год и потом перевелась в ИСИ (Институт современного искусства – прим. ред.). Но коммерческий вуз – это не то же самое, что государственный. Многие студенты не посещали занятия. Отсутствие дисциплины очень влияет на обучение. Поэтому я решила идти дальше и теперь учусь в ГИТИСе, на курсе Скандарова Михаила Вартановича.
Ты всегда с уверенностью поступала, или с каждым годом оптимизма становилось все меньше и меньше?
Был год, когда я думала, что поступлю, а этого не произошло. У меня началась сильная депрессия. Знакомые все время спрашивали, где я учусь? И когда я отвечала, что на психолога, то люди не понимали, почему я этому не радуюсь, это же такая хорошая профессия. Я стеснялась встречать своих одноклассников из театральной школы. Мне всегда было неловко, когда они спрашивали: «Ну что, поступаешь?» Хотя никакого подтекста там не было.
Доходило до того, что на прослушиваниях педагоги говорили, что у меня обреченный вид, это заметно и мне мешает. Мне как-то сказали: «Когда ты читаешь, то раскрываешься, но когда сидишь, то на лице написано, что ты сама бы себя не взяла. И нам с тобой спорить не хочется. Проще согласиться». А еще я всегда слетала на конкурсе. И это было самое обидное. Мне постоянно говорили: «Ты хоть далеко прошла!». Но я не чувствовала никакого прогресса. Потому что идеальная ситуация – это в первый год никуда не пройти, во второй остановиться на турах, а на третий уже поступить.
Тебе было интересно, почему не брали?
У каждого из мастеров заготовлена своя красивая фраза. В основном говорят, что ты хорошая, но такой типаж на курсе ему не нужен. Мне всегда было тяжело, потому что я сравнивала себя с теми, кто проходил. Вот она рыженькая, веселая, она лучше меня. С одной стороны, я это делала, чтобы стимулировать себя, но с другой, наоборот, загоняла в угол.
У тебя был лимит, сколько ты еще готова была пробовать?
Да, каждый раз я думала, что этот год последний. Но мне не хватало силы духа, чтобы отказаться от этой профессии.
На что готов абитуриент, чтобы поступить? Ходить на туры по много раз к одному мастеру, меняя внешность?
Моя подруга пошла второй раз на прослушивание в Щепку с чужим паспортом. И она прошла дальше. Вот и пришлось ей менять документы, потому что записана была уже под «новой» фамилией. До сих пор не вернет обратно (смеется – прим.ред.).
Что чувствуешь, когда после прослушивания не называют твою фамилию?
Это страшно. Сначала вообще нет мыслей. А потом думаешь: это точно уже всех назвали? Или еще есть шанс? Смотришь на тех, кого пропустили дальше. Но я очень не люблю, когда начинает кто-то подходить из абитуриентов с возгласами «как хорошо ты читала!» В такой момент от волнения хочется побыть в одиночестве и ни с кем не разговаривать.
Как мотивировать себя после неудачи пойти поступать дальше, забыть о том, что было вчера, и идти на следующее прослушивание?
Обычно встаешь, собираешься, повторяешь программу. Приходишь, а там столько людей, абитуриентов и такая энергия, что хочется пройти через это вновь.
У тебя есть приметы?
Нет. Мне как-то сказали, что не нужно стирать одежду, в которой поступаешь (смеется – прим.ред.). Но если подумать, то в каждом вузе по три тура…
А ты рассматриваешь вариант, что придется заниматься в дальнейшем чем-то другим?
Я бы хотела попробовать педагогику и режиссуру. Но я больше смотрю на все как актриса, а не как режиссер. Если во мне это проснется, то буду очень рада. Пойду поступать снова… Но уже на режфак.
мастер – педагог, набирающий курс. Как правило, по его фамилии потом студентов и называют – женовачи, брусникинцы.
конкурс отличается от туров тем, что там вы должны продемонстрировать чтецкую программу, этюды, чувство ритма и отсутствие дефектов речи. По всем параметрам будут поставлены балы, по результатам которых и набирают курс;
одновременно можно поступать в разные вузы, но когда перед конкурсом надо будет принести аттестат, наступает момент истины. По закону вы можете предоставить копию, но предпочтения отдают тем, кто придет с оригиналом.
Читайте также: “Поступить нельзя провалиться. Какие вузы выбирают для себя будущие актеры”
“Поступление в театральный можно сравнить с игрой в боулинг – ты кегля, и вас таких десять”
Рита уже учится в театральном вузе, но в этом году решила перепоступать на другой курс. Но свое решение она пока держит в секрете. Официально это будет уже четвёртая попытка, а неофициально – третья.
В школе я училась в профильном гуманитарном классе, и у нас был предмет «Сценическая речь». Раз в полгода мы выпускали спектакли. В 10-м классе преподаватель посоветовала мне сходить и посмотреть, что это такое – поступление. Я дошла до конкурса в ГИТИСе и на 3-й тур у Брусникина ( Дмитрия Владимировича – прим. ред.) в Школе-студии МХАТ. Я тогда думала, что все будет так легко и дальше. Но на следующий год я начала везде «слетать». Проучилась год на филологическом факультете и параллельно устроилась на работу.
Что чувствуешь, когда не поступаешь?
Это очень тяжело. Каждый год – как в первый раз. Ведь на то, проходишь ты или нет дальше, влияет не только твой талант.
Была ли у тебя возможность спросить у педагогов, почему не взяли?
Да, но это очень зависит от мастера, который тебя слушает. Кто-то охотно идет на контакт, а некоторые – нет. Например, у Рыжакова (Виктора Анатольевича- прим. Ред.) меня слушали педагоги, которые за год до этого пропустили меня на следующие туры у Брусникина, а тут – нет. Я спросила у них – почему? Мне ответили, что нам в этом году такая, какая ты есть, не нужна. И это осознавать непросто. Еще тяжело, когда читаешь программу, а тебя не слушают. Потом плачешь не оттого, что не прошел, а потому что тебя не выслушали, не поняли то, о чем ты хотел сказать.
Ты следишь за теми ребятами, которые с тобой поступают?
Иногда бывает, что думаешь: почему она, а не я? Но я знаю много ребят, поступивших в 22 и даже в 25, которые столько сложностей в жизни испытали! И понимаешь, что нельзя себя ни с кем сравнивать. Очень много тех, кто в один год доходит до конкурса, а в другом может слететь. Нужно понимать: это только твой путь.
Мысли из серии «чем я хуже» проскальзывают?
Конечно. Но каждый раз, когда видишь молодых и классных ребят, за них только радуешься. Слабые все равно отсеиваются. Очень многих отчисляют на первом курсе. Поступить – это лишь половина дела, попробуй еще дойти до выпуска (смеется – прим.ред).
Многие абитуриенты ходят на прослушивание к одному мастеру по несколько раз, чего делать нельзя. В этой уверенности, какой-то пробивной способности и заключается естественный отбор, что выживает сильнейший?
Это зависит от человека. У меня было такое, что я слетела на первом туре. Но мне помогли, провели еще раз на прослушивание, и уже другой педагог меня с первого тура пропустил сразу на третий, минуя второй. В данном случае это зависит от того, кто тебя слушает. И если уже мастер, который набирает курс, говорит «нет», то тебе не так обидно. Но есть история, когда ребята перелезали через забор ради того, чтобы повторно попасть на прослушивание. И они поступили, сейчас учатся в Школе-студии МХАТ.
Что нужно, чтобы быть актрисой?
Не знаю (смеется – прим.ред). Обаяние, дикое желание и стрессоустойчивость. У меня подруга сравнила поступление с игрой в боулинг. Вот ты кегля, вас таких десять. Едет огромный шар: кого-то он сбил, и тем не повезло, а вы остались стоять и прошли дальше. Это дико эмоциональная мясорубка.
Какие мысли проносятся, когда стоишь и ждешь, назовут ли твою фамилию или нет?
Иногда сразу понимаешь, что тебя пропустили дальше. Да, ты ждешь и волнуешься, но догадываешься, что все хорошо. А иногда трясет, кто-то плачет, потому что нервы не выдерживают. Это к тому же большой выброс адреналина. И самое классное, когда ты уверен, что не прошел, уже собрался и стоишь «для галочки», а твою фамилию называют – это невероятные эмоции.
У тебя есть приметы?
Если волосы с утра плохо лежат, то мне некомфортно (смеется – прим.ред).
Если вы хотите поступать в театральный вуз, то нужно:
– подготовить программу – басню, стихотворение и прозаический отрывок, – которую вы будете читать на всех турах. Но могут попросить спеть;
– пройти все предварительные прослушивания, их может быть от трех до пяти. В зависимости от вуза и мастера их количество может меняться;