Ранее мы познакомились или освежили в памяти биографию Льва Толстого. Дерзкая юность, писательство, религия и твердые взгляды на жизнь. Всё это вы можете прочитать в предыдущей статье. В рамках рубрики “Нестрогая классика” мы хотим знакомить читателя с произведениями наших писателей, которые не получили широкой известности. Если школьную программу все – ну или почти все – знают, то многие внешкольные произведения остаются в стороне зря. Ведь их идейность и литературная ценность не уступают знаменитым работам великих авторов. А иногда именно они могут рассказать гораздо больше о личности писателя и ещё глубже понять философию его жизни. Мы решили рассказать вам про прекрасные непопулярные произведения Льва Толстого.
Статья «Об искусстве», 1889 г.
Все мы в той или иной мере знакомы с творчеством великого писателя Льва Николаевича Толстого, но немногие читали его публицистику. А ведь Толстой был мыслителем, общественным деятелем и основателем целого философского учения — тостовства, в основе которого лежит концепция ненасилия. Среди последователей учения писателя-философа был Махатма Ганди. К числу поклонников его таланта относился и американский писатель У. Э. Хоуэлс, который писал: «Толстой — величайший писатель всех времен уже хотя бы потому, что его творчество более других проникнуто духом добра, и сам он никогда не отрицает единства своей совести и своего искусства». В своих статьях Толстой подвергал критике государственные учреждения, суд, экономику, но при этом отвергал революцию как метод борьбы с проблемами. Толстой считал, что:
В начале 1889 года редактор журнала «Русская мысль» В. А. Гольцев перед лекцией об искусстве попросила писателя дать ему определение. Ответ Толстого об искусстве частично опубликован в статье Гольцева «О прекрасном в искусстве» в журнале «Русская мысль» (1889 г., № 9). В новой редакции размышления об искусстве вылились в новую статью, которую Толстой отправил редактору «Русского богатства» Л. Е. Оболенскому: «Посылаю Вам, дорогой Леонид Егорович, несколько слов об искусстве. Я написал для Гольцева, поправил, дополнил <…> не пригодится ли вам. Вот и посылаю». Статья тотчас была набрана, корректура выслана Толстому, но писатель решил, что статья пока не закончена: «В этом же виде, пожалуйста, не печатайте. Простите за беспокойство», – написал он Оболенскому. Но в апреле Толстой вновь обращается к нему: «Уж как хочется быть вам приятным и полезным вашему журналу», объясняя причину задержки статьи: «Нужно, прежде чем высказать свое, знать, как квинтэссенция образованных людей смотрит на это». Затем последовал новый этап в работе над «уяснением» вопроса: что такое искусство?
Основные тезисы, которые очень четко и безапелляционно (обратите внимание на постоянное «должен») выдвигает в статье Л. Н. Толстой:
- художник должен говорить «от души»,
- чтобы произведение искусства было совершенным, оно должно быть «совершенно ново и важно для всех людей»,
- художник должен быть нравственно просвещённым человеком, а для этого быть «участником общей жизни человечества»,
- художник должен искренне любить то, что делает.
Писатель также даёт классификацию трех типов произведений по различию достоинств, где основные критерии – это правдивость и задушевность. Но такие произведения, по мнению автора, «не могут быть признаны совершенными художественными произведениями». «Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво».
Л.Н. Толстой различает также три теории искусства, которые он сразу определяет как «ложные». Следование любой из этих теорий понижает искусство до ремесла.
Упустишь огонь – не потушишь. (1885 г.) | (Философско-нравоучительный рассказ)
Эпиграфом к рассказу неслучайно выбрана притча о прощении из Евангелия от Матфея (Матф. XVIII, 21): эпиграфы в классической литературе вообще не бывают случайными, как и названия. Коллизия рассказа банальна — вражда между соседями. И «затеялось все из пустого», курица снесла яйцо не на своем дворе. Но слово за слово, и добропорядочные соседи стали врагами. Порой ситуация приобретает комичные черты (Гаврила с вырванным клоком бороды едет в суд), что только подчеркивает бессмысленность ссоры.
В роли резонера выступает мудрый дедушка, но его никто не слушает:
И тянулась эта ссора более 6 лет; дошло до того, что Гаврила ударил женщину, его наказали розгами, а он пообещал поджечь соседа. Даже судья просил их помириться: «Первая статья, брат, одна: бога помнить надо, а помириться бог велел».
Да и дедушка всё твердил своё:
Жизнь наладилась, только когда Иван всё-таки осознал правоту отца – жаль, что поздно. Как огонь, возникший из маленького пучка соломы, поглотил полдеревни. Так и ссора, разгоревшаяся из-за пустяка, разрушила крепкие отношения, погубила людей.
Рассказ Л. Толстого иллюстрирует на примере из жизни, насколько разрушительно чувство злобы и ненависти. Характерные для позднего периода творчества философские мысли просты в изложении писателя. И каждый из нас наверняка может на собственном опыте подтвердить их непреложность и важность.
Идиллия. Оно заработки хорошо, да и грех бывает от того // Собрание сочинений в 22 тт.
Этот рассказ точно не изучают в школе. Простая и одновременно захватывающая история красавицы Маланьи, которую в 15 лет выдали замуж. Сначала она даже не подпускала мужа к себе, но со временем привыкла. Однако мужа родители постоянно отправляли на заработки.
На такую молодайку многие заглядывались, но она была верна мужу, хоть и никак не могла родить наследника.
Яркие картины деревенского быта переплетаются с безответной историей любви работника Андрея к Маланье, а она воспринимает всё, что с ней происходит, как божье наказание.