7 июня в ТЮЗе имени А.А. Брянцева состоялась премьера спектакля «Страдания юного Вертера» Биркана Гёргюна. Это первый спектакль турецкого режиссера в России. Биркан Гёргюн долгое время работал в Трабзонском государственном театре, где успел попробовать себя в качестве актера, режиссера и даже художественного руководителя. На данный момент он работает в Стамбульском государственном театре. С ТЮЗом режиссер познакомился благодаря Международному Черноморскому фестивалю, на который театр привез спектакль «Человек в футляре». Биркан Гёргюн неоднократно посещал Международный фестиваль «Радуга», где в прошлом году выступил с лекцией об истории турецкого театра.
Роман в письмах «Страдания юного Вертера» Иоганна Гете – необычный и непростой выбор для постановки. ТЮЗ продолжает активно экспериментировать с театральным языком и художественной действительностью. В премьерном спектакле Вертера играет Федор Федотов, Лотту – Анна Слынько. Малая сцена ТЮЗа оказывается местом для откровенного монолога молодого человека. Борьба и выстраивание отношений с окружающим миром становятся главной темой спектакля.
Написанный в стиле сентиментализма роман провозглашал приоритет духовного на материальным, чувства – над разумом, свободы над правилами. Вертер находится в конфликте с мирозданием: поэтичный, тонко чувствующий жизнь художник не понимаем рациональными и прагматичными людьми. Его страстная и максималистская любовь к Лотте – бунт, в который вылилось противостояние миру.
Федор Федотов бесстрашно ведет сольную партию: для молодого артиста роль Вертера – большой плацдарм для личностного и профессионального роста. Артист играет всех второстепенных персонажей, и ему с большим мастерством удается создавать объемные картины.
Вещный мир спектакля перенасыщен: в комнате Вертера стоит множество коробок. Игровая природа Вертера, его замкнутость и инфантильность подчёркивается повсеместно: героя окружают игрушечные солдаты, тряпичные куклы, пистолеты. В какой-то момент Вертер сам превращается в художественного персонажа: накидывает плащ и берет в руки меч, цитируя Дон Кихота и рисуя сражение с ветряными мельницами. Вертер персонифицирует одного из солдатиков, называя его Альбертом, женихом Лотты, и разыгрывает с ним дуэльные сцены. Кажется, что герой заигрывается и забывается, но на самом деле он занимается серьезным анализом действительности. Его страстное желание быть любимым выливается в самоубийство, будто это единственный способ обрести покой.
В хаотичной и дисгармоничной комнате Вертера есть один живой организм, к которому он привязан: зеленый куст. Одна из самых трогательных сцен спектакля – монолог в обнимку с этим маленьким деревцем. Вертер рассказывает о том, как встретил сумасшедшего – своего брата по духу, влюблённого в Лотту. Артисту удается передать всю глубину страданий человека и подчеркнуть, насколько страшна безответная любовь. Сила человечного духа, умение взять верх над эмоциями, приобретаемый со временем цинизм – единственная бронь, защищающая от сердечных и житейских ударов.
Общение с Лоттой происходит через тонкую прозрачную занавесу: нежный силуэт игривой девушки, пленившей юношу, – образ единства с миром, которого герою так и не удалось достичь.
Атрибутика современного мира – будь то мобильный телефон, видеокамера и диктофон – не только маячки, позволяющие приблизить историю к настоящему, но и предметы, помогающие проанализировать характер героя. Желание быть публичным и значимым, которое будоражило людей три столетия назад, сейчас обострилось до невыносимых пределов: социальные сети поглощают молодое поколение. Для Вертера ситуация разговора на камеру или монолога в диктофон – необходимая составляющая жизни, поэтому в сцене беседы со зрителями герой чувствует себя абсолютно естественно. Он жаждет диалога и готов говорить начистоту: ему важно, чтобы его услышали.
Периодически на экране транслируется зрительный зал – тот враждебный мир, о котором размышляет Вертер. Но так ли он враждебен? Или это Вертер насколько восприимчив к происходящему? Взросление человека – необходимый этап жизни, поиск своего места в мире – это естественно. Как сохранить себя и стать одним целым с миром? Все эти вопросы бесконечны, а жизнь Вертера молниеносно подходит к концу. Спектакль призывает с нежностью относиться к молодым и неокрепшим душам, ценить искренность и чистоту, наивность и порывистость чувств. Биркан Гёргюн стремится поговорить о самом важном на этой земле: становлении молодого человека.
Фото: Наталья Кореновская
Елизавета Ронгинская
Окончила филологический факультет СПбГУ. В течение 6 лет занимается театральной журналистикой. Сотрудничает с журналами: «Сцена», “Страстной бульвар», «Петербургский театрал” и др.