В первых числах июня, перед самым началом дачного сезона, все спешат за город на свои участки в поисках тихой и спокойной жизни. Как раз на одной из летних дач, в доме адвоката Басова (Андрей Финягин) и его жены Варвары Михайловны (Александрина Мерецкая), собирается местная интеллигенция. Праздные разговоры, пустяковые занятия и бесконечные чаепития – вот что сопровождает всех отдыхающих. Внешняя идиллия – лишь маска, скрывающая за собой множество проблем.
Пляшут кузнечики в зеленой траве
То, что главным цветом вечера в театре Школа драматического искусства станет зелёный, можно понять уже в фойе: некоторые зрители заранее подготовились и пришли в различных оттенках «травяного». Ведь главным героям, словно растениям, предстоит на протяжении трех часов обитать в огромной, достаточно запущенной, как и их жизнь, оранжерее. Стеклянную конструкцию возвели в центре зала художники Александр Мохов и Мария Лукка – те самые, которые работали над сценографией лауреата «Золотой маски» этого года – спектакля «Чук и Гек», а также фантазийного белоснежного леса прошлогодней постановки Александра Огарева “Лес. Диалоги по дороге”. Необычная декорация, выдвинутая вперед на авансцену, позволила сбоку поставить дополнительную трибуну для зрителей, которая в прямом смысле дает возможность увидеть спектакль под другим углом.
В этом доме зеленого цвета, как и скрытых символов, с избытком. Они везде – в костюмах, декорациях и даже в репликах героев. Так, Варвара Михайловна собирает с пола зеленые стаканчики в салатовых перчатках, а доктор Дудаков (Олег Охотниченко), чтобы прижечь рану, бежит за зеленкой. За столом для игры в настольный теннис они обедают, а мячики для пинг-понга вместо града в летнюю грозу падают сверху на сцену и зрителей.
Дачная жизнь хороша своей бесцеремонностью
Пьеса Максима Горького, на первый взгляд, не предвещает увлекательно-развлекательного действия. Острые социальные проблемы и предрассудки вылились в абсолютно беспомощное поведение всех героев. Они ставят перед собой высокие моральные цели и сами же обнаруживают в себе полное тщедушие для их реализации. Но это бессилие осталось только в их умах и никак не передалось самому спектаклю. Постановка получилась достаточно динамичной, смешной и с хорошими актерами, которым удалось сохранить и даже усилить комизм ситуаций. Для многочисленных персонажей потребовалось задействовать внушительную часть труппы, поэтому “в одной связке” мы увидим артистов из разных Лабораторий, что случается нечасто.
Все, что происходит на сцене, напоминает сплошной сон, воспоминание, но никак не реальность. Дачники слоняются, как призраки, по заброшенному дому. У всех есть своя цель, но они никак не могут к ней прийти. Артисты то появляются, то исчезают из закулисных пространств, присаживаются отдохнуть на приготовленном в зале кресле или, как Марья Львовна (Ольга Малинина), в задумчивости ходят вокруг стеклянного дома, бросая смущенный взгляд на зрителей. Все персонажи поют под гитару у костра, исполняют пластические этюды и зажигательные номера, катаются на лодке и читают стихи. Лишь один Влас (Алексей Киселев), брат Варвары, пытается вырваться из этого полусна, видя всю бесполезность существования. Всем остальным, наоборот, кажется, что они решают жизненно важные проблемы.
Жизнь, кажущаяся вначале беспечной, не может скрыть отсутствия понимания и сочувствия друг другу. Разрушенный и грязный дом, как страна дореволюционного периода, остро нуждается в ремонте. При этом все живущие в нем люди не хотят замечать, что творится у них под ногами и в головах. Александр Огарев превратил горьковских “Дачников” с их пессимизмом и цинизмом в персонажей вне временных рамок. Возможно, кто-то из зрителей посмотрит в это кривое зеркало и поймет, что мы ушли недалеко от них.